В чем смысл сна базарова перед дуэлью

Сон и бессонница как средство выражения авторского замысла в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Сон и бессонница как средство выражения авторского замысла

в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Филиппова Снежана Олеговна

ХМАО – Югра, г. Когалым, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма,

Научный руководитель: Харитонова Н.В.

С романом «Отцы и дети» в литературоведении связаны представления о вечном конфликте поколений, поиске непреложных истин, настоящей любви, русской культуре и красоте родной природы. Роман И.С.Тургенева необыкновенно своеобразен и загадочен. Одна из таких загадок – использование приемов сна и бессонницы для характеристики героев и способов выражения авторского замысла Цель: доказать, что «сон» и «бессонница» являются способами характеристики героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и средством выражения авторского отношения к ним, влияют на развитие фабулы произведения.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— познакомиться с критическими статьями, отзывами, исследовательскими работами и рецензиями на роман «Отцы и дети»;

— познакомиться с научным психологическим обоснованием причин сна и бессонницы;

— исследовать текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», найти эпизоды, в которых герои не спят или спят спокойно, проанализировать их;

— определить, какие герои и в каких ситуациях не спят или спят;

— определить, какую роль прием сна и бессонницы играет в характеристике героев и авторском замысле;

— классифицировать причины бессонницы по идентичности происхождения;

— дать психологическое обоснование бессонницы героев;

— установить, влияет ли бессонница героев на развитие фабулы романа.

Новизна исследования: хотя роман «Отцы и дети» считается достаточно изученным произведением, данное исследование дает возможность посмотреть на роман с новой стороны, дать психологическое обоснование поведению героев в сложных жизненных ситуациях: нравственного выбора, определения цели жизни, поиска истин.

Практическая значимость: данную исследовательскую работу можно использовать как пособие для проведения уроков литературы по творчеству И.С.Тургенева, как материал для более глубокого анализа романа «Отцы и дети» в профильных классах с углубленным изучением гуманитарных наук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сон и бессонница как средство выражения авторского замысла

в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Филиппова Снежана Олеговна

ХМАО – Югра, г. Когалым, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма,

I.1 Роль сна и бессонницы в изображении героев, авторского отношения к ним и развитии фабулы романа

В рамках романа бессонница выступает, во-первых, в качестве «показателя» степени духовности персонажей. В этом контексте героев романа можно условно разделить на три категории: «неспящие» персонажи — герои с богатым внутренним миром, такие как Николай Петрович Кирсанов, родители Базарова; «спящие» персонажи – герои, думающие прежде всего о себе, Анна Сергеевна Одинцова; герои, не спящие и спящие в определенных ситуациях, Павел Петрович Кирсанов, Аркадий Кирсанов, Евгений Базаров. Таким образом, бессонница подразделяет героев на отдельные категории, помогая автору дать более полную характеристику персонажам.

Во – вторых, сон или бессонница героев помогают автору выразить свое отношение к ним. Так, например, мучающийся бессонницей, влюбленный в Одинцову Базаров явно больше импонирует автору, чем спокойно спящий, абсолютно уверенный в себе, отрицающий любовь в начале романа.

В – третьих, большую роль «бессонница» и «сон» играют и в композиции романа. Так, бессонница Евгения Базарова после признания в любви Одинцовой говорит читателю о том, что герой принимает решение уехать из Никольского и прервать их отношения. Спокойный сон Аркадия в доме родителей Базарова показывает, что сюжетная линия Кирсанов – Одинцова заканчивается. В состоянии бессонницы большинство «неспящих» персонажей размышляет о сложившейся действительности, иногда эти размышления опережают основные события сюжетной линии романа. Например, размышления Одинцовой о Базарове перед сном, о том, что он странный человек, определяют дальнейшие события – невозможность отношений между ними.

II. Галерея героев романа «Отцы и дети»

II. 1. Евгений Васильевич Базаров

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева – один из самых противоречивых образов русской литературы, споры о котором не утихают до сих пор. О нем много и неоднозначно говорили современники, его личность интересна и нынешнему читателю. Для того чтобы создать образ молодого нигилиста наиболее правдиво и реалистично, автор использует различные приемы: портрет, речевую характеристику, детали. В литературоведении подробно проанализированы и представлены эти средства характеристики героя, однако ни в одном из проанализированных нами исследований мы не встретили приемов сна или бессонницы, используемых автором для создания образа Базарова. А вместе с тем И.С.Тургенев на протяжении романа неоднократно использует эти приемы для раскрытия внутреннего мира своего героя. В начале произведения читатель наблюдает отсутствие интереса Базарова к природе, искусству, любви, поэзии, негативное отношение к дворянству. Перед нами уверенный в себе человек, имеющий свою точку зрения на все происходящее, критически относящийся ко всему, что его окружает. Он самоуверен, а потому абсолютно спокоен и равнодушен ко всему. Именно поэтому автор использует прием сна для изображения его первой ночи в Марьино. В отличие от других героев романа, которые в эту ночь долго не спят, Базаров спит абсолютно спокойно, так как его ничто не трогает и не волнует. «Базаров заснули скоро»[2.c.181]. Однако когда Базаров встречает Одинцову и влюбляется в нее, меняется его мировосприятие, меняется и поведение. В первую же ночь в Никольском автор показывает, как изменился Базаров: он полночи где-то ходил, да еще и уснул далеко не сразу. Можно предположить, что Евгений Базаров находится в этот момент в той стадии влюбленности, когда еще не осознаешь, что влюбился, но уже подозреваешь, что в твоей душе происходит что-то необычное. Поэтому Евгений Васильевич этой ночью не сразу заснул. В итоге Базаров в Никольском абсолютно забыл про сон. «…а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза. Заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось»[2.c.255]. Прием бессонницы помогает автору передать внутреннее состояние Базарова, связанное с возникшей в его душе любовью к Одинцовой. Герой начинает осознавать, что любовь, которую он считал бредом, чепухой, гнилью, вдруг ворвалась в его душу и подчинила его себе. Бессонница героя помогает читателю понять силу духа Базарова и силу любви этого неординарного человека. Теперь бессонница становится молчаливой спутницей Евгения Базарова. Когда Одинцова признается, что не любит его, он уезжает к родителям в надежде, что здесь успокоится и забудет Анну Сергеевну. Однако уснуть он не мог и в родительском доме «…но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра»[2.c.282]. Если Базаров спит, то это тревожные сны. Так, ночью перед дуэлью с Николаем Петровичем Базарова мучают странные сны. «Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны… Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он должен был все-таки драться»[2.c.315]. С точки зрения психологии, можно сделать вывод, что Евгений Базаров волнуется перед дуэлью. И хотя в этом случае он спит, а не мучается бессонницей, его нездоровый сон, в котором все перемешалось, показывает внутреннее беспокойное состояние Базарова. Особо значимым с точки зрения бессонницы является эпизод смерти Базарова. В этом эпизоде читатель вновь видит Базарова не спящим: «уже не вставал в тот день и всю ночь провел в тяжелой, полузабывчивой дремоте»[2.c.351]. Базаров остался мужественным человеком, ни разу не пожаловался на боль и, как истинный благородный человек, пытался оградить своих родителей от зрелища его смерти. Тургенев изобразил его смерть во сне и только после прощания с любимой не случайно. Вероятно, писатель хотел показать, что после прощания с Одинцовой Базаров успокоился и мог спокойно покинуть этот мир. Таким образом, приемы сна и бессонницы, на наш взгляд, не случайно используются автором для характеристики Базарова. Бессонница этого героя постепенно помогает автору отрывать настоящего Базарова читателю.

II. 2. Аркадий Николаевич Кирсанов

В начале романа Аркадий Кирсанов находится под влиянием Базарова, во всем подражает ему и слепо верит в непреложность идей нигилизма. Однако уже в самом начале становится понятно, что для Аркадия нигилизм лишь модное увлечение. Для того чтобы противопоставить героев, автор использует прием сна и бессонницы. По приезде в Марьино Базаров совершенно спокойно уснул. Однако в первую ночь в родном доме Аркадий, так же как и его отец, и дядя, засыпает не сразу: «…а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть мет, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного…О себе он не молился»[2.c.181]. Героя переполняют положительные эмоции. Именно в этом эпизоде читатель начинает понимать, что Аркадий не такой, как Базаров, он чувствителен и эмоционален, более восприимчив ко всему, что его окружает. В этом эпизоде Аркадий-дворянин противопоставлен Базарову-разночинцу: его бессонница обусловлена встречей с родовым имением, воспоминаниями о няне. Ни разу в романе Базаров не будет мучиться бессонницей по поводу встречи с родным домом, о его няне автор не скажет ни слова. В следующий раз читатель видит Аркадия неспящим в Никольском. «Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове»[2.c.250]. Но в этот раз Аркадий думает не о приятных воспоминаниях, как в Марьине. Его мучает ревность. Именно ревность явилась причиной бессонницы Аркадия в течение всего времени пребывания в Никольском. Базаров «застал Аркадия за письменным столом, с книгой в руках, в застегнутом доверху сюртуке»[2.c.262]. Он не только не ложился спать, он даже не разделся. Используя прием бессонницы, И.С.Тургенев показывает и напряженность отношений между двумя приятелями, и внутреннее переживание героев. Однако, когда Аркадий покидает Никольское и уезжает вместе с Базаровым к его родителям, автор показывает, что Аркадий совершенно спокойно спит. «И действительно, Аркадию отлично спалось в своем предбаннике: в нем пахло мятой, и два сверчка вперебивку усыпительно трещали за печкой»[2.c.282]. Читатель начинает понимать, что чувства к Одинцовой были лишь увлечением для Кирсанова, а не любовью. Как только он покидает ее имение, он успокаивается, его сон – яркое подтверждение тому. В этом эпизоде юношеское увлечение Кирсанова противопоставлено настоящей любви Базарова, ведь именно в этот момент автор показывает Базарова неспящим.

Таким образом, прием сна и бессонницы в эпизодах, связанных с Аркадием Кирсановым, Тургенев использует для того, чтобы передать внутреннее состояние героя, показать его отличие от Базарова.

II. 3. Кирсанов Николай Петрович

На протяжении всего романа этот герой остается любящим отцом и братом, уважающим чужое мнение, старающимся понять каждого. Для того чтобы показать переживания Николая Петровича, связанные с обычными житейскими заботами, автор использует прием бессонницы. Во всем романе не встретилось ни одного эпизода, в котором Николай Кирсанов спокойно бы ложился спать. Бессонница этого героя наступает по разным причинам, но чаще всего причиной ночных раздумий является Аркадий. Первая бессонница Николая Петровича вызвана радостными чувствами, связанными с приездом сына. «Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы»[2.c.181]. Прием бессонницы в данном эпизоде дает более точную характеристику герою. Позже Николая Кирсанова беспокоит бессонница, связанная с отдалением сына от него. Он начинает в полной мере понимать, что Аркадий изменился и изменился сильно, что сын пытается изменить и его самого, его взгляды и представления о мире, а это не может не беспокоить отца. Еще одной причиной бессонницы являются воспоминания о прекрасном прошлом, о первой жене, о тихом семейном счастье. Ему не хочется заходить в дом, ложиться спать, ему хочется продлить это счастливое мгновение умиротворения и покоя. Прием бессонницы помогает читателю лучше понять авторский замысел: человек может быть по-настоящему счастлив лишь тогда, когда он любит и любим, когда его душа находится в гармонии с природой, когда ему есть ради чего жить. Приезд Аркадия после двухнедельного отсутствия вызвал у отца бурю разных эмоций. И снова Николай Петрович всю ночь не спит, а вместе с другими жителями дома отмечает приезд сына. Его уже не волнуют убеждения сына, важно, что они любят друг друга. В последний раз бессонница Николая Петровича вызвана ранением на дуэли его брата Павла Петровича. Николай Петрович, не только любящий отец, но и любящий брат, не мог уснуть в эту ночь, потому что очень волновался за жизнь Павла Петровича «…Николай Петрович то и дело входил на цыпочках к брату и на цыпочках выходил от него»[2.c.321]. Бессонница в данном случае помогает показать заботу Николая Петровича о брате и его внутреннее состояние при этом. В результате можно сделать вывод, что только этого героя произведения мы ни разу не видим спящим, потому что он всегда находится в раздумьях и переживаниях не о себе, а о своих близких.

II. 4. Кирсанов Павел Петрович

Для того чтобы создать образ этого героя, автор, наряду с различными приемами характеристики, использует и прием бессонницы. В первую ночь по приезде молодых господ домой большинство героев романа не спит, не спит и Павел Петрович. «Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком габсовом кресле, перед камином… Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточено и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями»[2.c.182]. Почему же Павел Петрович не спит? Несомненно, он обеспокоен появлением Базарова в их доме, он чувствует, что Базаров – его противник, что его появление не только в их доме, но и в жизни России несет ему угрозу. Кроме того, его бессонница в эту ночь напрямую связана и с историей его несчастной любви, ведь из-за нее он остался холостым человеком, не создал семьи, у него нет детей, поэтому приезд Аркадия еще раз напомнил ему о том, что он, в отличие от брата, очень одинокий человек. Прием бессонницы в данном эпизоде помогает читателю понять внутреннее состояние героя лучше, чем портрет, речевая характеристика и рассказ автора о его прошлом. На протяжении всего романа бессонница преследует этого героя. Так, после очередной схватки с Базаровым Павел Петрович гуляет по саду, где и встречает своего брата. Тургенев тонко намекает, что наш герой не хочет идти в свою комнату, потому что там его никто не ждет, и поэтому ему не хочется спать. Душевные переживания по поводу своего одиночества, неудавшейся жизни постоянно преследуют старшего Кирсанова. В последний раз читатель видит Павла Петровича не спящим после дуэли с Базаровым. Эта бессонница связана с его ранением и душевным потрясением от осознания того, что он снова безнадежно влюблен теперь уже в жену своего брата, а значит, его счастье невозможно: «тот забывался, слегка охал, говорил ему по-французски… и просил пить…и выпил стакан до дна. К утру жар немного усилился, показался легкий бред»[2.c.321]. Именно в этом бреду Павел Петрович и признается в том, что любит Фенечку, что она так похожа на княгиню Р. Павел Петрович под влиянием чувств не может уснуть, и именно бессонница помогает читателю понять глубину страданий и трагедии этого героя и неоднозначное авторское отношение к нему.

II. 5. Василий Иванович Базаров и Арина Власьевна Базарова

Трогательной нежностью и светлой грустью овеяны в романе образы родителей Евгения Базарова. Смысл жизни этих людей сосредоточен на заботах об единственном сыне. Для того чтобы передать силу родительской любви, автор использует прием бессонницы. Из-за переизбытка чувств в день приезда Базарова родители долго не могли уснуть, особенно Арина Власьевна. «…сперва помолилась всласть, потом долго-долго беседовала с Анфисушкой…муж заговорил было с ней и махнул рукою» [c.282]. Читатель ни разу не видит родителей Базарова спокойно спящими. Особенно значим в романе эпизод смерти Евгения Базарова, он является ключевым для понимания авторского замысла и отношения И.С.Тургенева к главному герою. Этот эпизод необычайно эмоционально окрашен, прежде всего это связано с переживаниями родителей Базарова по поводу его болезни и надвигающейся смерти. Наряду с различными приемами, помогающими передать психологическое состояние родителей, такими как портрет, внутренние монологи, молитвы, автор использует и прием бессонницы. В первые дни о болезни Базарова знал только его отец, он очень переживал за сына и не мог спокойно спать — сон покинул его, Василий Иванович, несмотря на угрозы сына уехать, тайком заходил в его комнату и наблюдал за ним. «Часу в первом утра…увидел перед собой при свете лампадки бледное лицо отца и велел ему уйти; тот повиновался, но тотчас же вернулся на цыпочках и, до половины заслонившись дверцами шкафа, неотвратимо глядел на своего сына»[2.c.351]. Василий Иванович сначала скрывает от Арины Власьевны правду о сыне, уверяет ее, что Евгений простудился. Но даже известие об обыкновенной простуде сильно взволновало мать. И она так же, как и Василий Иванович, не смогла спокойно спать и все время молилась и подглядывала в комнату сына. «Арина Власьевна тоже не ложилась и, чуть отворив дверь кабинета, то и дело подходила послушать, как дышит Енюша»[2.c.351]. Таким образом, можно сделать вывод, что автор использует прием бессонницы в эпизодах, связанных с родителями Базарова, чтобы показать силу родительской любви, их заботу о сыне и переживания. Благодаря использованию приема бессонницы эти страницы романа проникнуты особым лиризмом.

II. 6. Одинцова Анна Сергеевна

Образ Анны Сергеевны Одинцовой вызывает у читателя довольно противоречивые чувства. С одной стороны, она не может не восхищать: умна, образованна, грациозна, аристократична. С другой стороны, равнодушна, эгоистична, для нее личное благополучие превыше всего остального. Для создания образа Одинцовой автор использует различные средства и приемы, в том числе сон и бессонницу. Встретив Базарова на балу, Одинцова заинтересовалась им. Ей было любопытно увидеть человека, который ни во что не верит и все отрицает. Она даже на какое-то время увлеклась им. Ей нравились его суждения, широта интересов. Поэтому она приглашает друзей к себе в Никольское. Именно в первую ночь после приезда Базарова в Никольское автор использует прием сна. «Странный этот лекарь!» – повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку – и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье» [2.c.251]. Этот эпизод, в котором героиня так безмятежно засыпает, очень важен для понимания авторского замысла, он дает психологическую характеристику героине. Ничто не может смутить ее спокойствия, никакие потрясения не касаются ее души. Читатель понимает, что Одинцова не полюбит Базарова, так как она не способна любовь. Кроме психологической характеристики, этот эпизод играет и композиционную роль: раз любовь между героями не возможна, следовательно, у их отношений нет будущего. Однако в романе есть эпизод, когда Анна Сергеевна какое-то время не спит. Разговор с Евгением Базаровым накануне признания в любви заставил Одинцову волноваться. «Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною…» [2.c.262] . В тот момент она действительно осознала, что никогда никого не любила и не полюбит. Прием бессонницы в этом эпизоде, несомненно, важен. Во-первых, раз Анна Сергеевна задумалась над словами Базарова, значит, он ей не совсем безразличен. Во-вторых, он помогает проникнуть в душу героини и понять, что если ее не смог покорить Базаров, то это не удастся никому, а значит, она обречена на одиночество. В-третьих, читатель понимает, что и такой женщине, как Одинцова, свойственны душевные порывы. Однако на следующий день жизнь героини вошла в обычную колею, она смирилась со своими мыслями, и больше неспящей читатель ее не видит. Таким образом, Анна Одинцова предстает на страницах романа личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободы, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие. И лучше понять психологию героини, авторский замысел помогает ее спокойный сон.

Княгиня Р — один из самых загадочных образов романа. Роль этой героини в авторском замысле – показать, какой невероятной силой обладает любовь, как она может изменить жизнь человека. Почему же княгиня Р. сумела покорить сердце молодого Павла Кирсанова? Разгадка кроется в противоречивости ее характера. Вечерами она счастлива и беззаботна, а по ночам молится. Автор использует прием бессонницы для того, чтобы показать, что светская жизнь очень тяжело дается героине. Бессонница Нелли вызвана тем, что она корит себя за беззаботную ветреную жизнь. Поэтому княгиню Р. мучила бессонница: «…по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем» [2.c.192]. Используя прием бессонницы, автор окружает образ героини ореолом тайны, помогает читателю заглянуть в тайники души княгини, раскрыть ее психологию. Вместе с тем этот прием помогает раскрыть и авторский замысел: счастливая любовь между Павлом Петровичем и княгиней невозможна, но и забыть такую женщину у героя не получится. В этом Базаров и Павел Петрович, во многом такие разные, будут похожи. Базаров, встретив Одинцову, поймет: есть «таинственный взгляд» у женщины, перед которым нельзя устоять никому, и одной физиологией в отношениях не обойдешься.

III. Сон и бессонница как композиционный прием и способ выражения авторской позиции (на примере анализа отдельных глав)

В романе встречаются эпизоды, в которых по тем или иным причинам не спят сразу несколько героев. Таким эпизодом является возвращение молодых людей в Марьино после долгого отсутствия, их возвращению рады все, даже Павел Петрович. В честь их приезда отец Аркадия устроил шикарный ужин, который затянулся до ночи, так как ни одному из присутствующих на нем гостей не хотелось спать. Эта массовая бессонница обусловлена яркими эмоциями, вызванными приездом Аркадия и Базарова: она помогает автору создать атмосферу уюта, семейственности, радости в доме Кирсановых. На этом вечере не происходит ни одного конфликта, ни одной размолвки. Герои настолько сплочены и счастливы, что в этот момент ни Аркадий, ни Базаров не вспоминают об Одинцовой, а Павел Петрович на время забыл о своих разногласиях с Базаровым. Таким образом, автор с помощью приема бессонницы проводит очень важную мысль: люди разных убеждений и поколений могут жить мирно и дружно, могут находить общие темы для разговоров, именно так и должны общаться интеллигентные люди.

Также прием бессонницы автор использует для сравнения героев, для иллюстрации произошедших изменений в их внутреннем мире. Так, в XVII главе друзья не спят из-за любви к Одинцовой, однако в их поведении есть серьезные отличия. Аркадий сидит дома, не раздеваясь, читает книгу. Базаров ходит по ночному саду, возвращается весь мокрый и грязный и не думает плакать по поводу своей безответной любви, напротив, он зол на себя за чувство, возникшее в его душе спонтанно, зол на себя за то, что не может контролировать свои эмоции. Бессонница героев в этом эпизоде помогает автору ярче отобразить различия в характере героев: Аркадий Кирсанов – мягкий, душевный, романтичный дворянин; Евгений Базаров – сильная, волевая, страстная личность.

В двадцатой главе И.С.Тургенев снова использует прием сна и бессонницы для сопоставления Базарова и Аркадия Кирсанова. Приехав в имение Базаровых, в первую ночь друзья ведут себя по-разному: Аркадий спокойно засыпает в предбаннике, совершенно умиротворенный, следовательно, его чувства к Одинцовой — лишь увлечение. Базаров не спит под родительским кровом – его любовь к этой женщине настоящая. Стоит также обратить внимание на следующее: Аркадий в первую ночь в Марьино тоже не спал, но по другой причине: он был счастлив, вернувшись домой. Базаров же не испытывает по поводу приезда в родительский дом никаких эмоций. Его бессонница связана с любовью.

Еще раз читатель видит домочадцев в имении Марьино не спящими в ночь после ранения Павла Петровича. Не спит не только Николай Петрович, но и остальные жильцы: «никто в доме не ложился и не раздевался»[2.c.318]. Мы убеждаемся, насколько эти люди добры, искренни, как они умеют переживать друг за друга. В этом эпизоде проявляется одно из убеждений автора: отношения между помещиками и крестьянами должны строиться на уважении и любви друг к другу.

Композиционную роль прием сна играет в двадцать седьмой главе, когда Базаров умирает: это завершение сюжетных линий, связанных с его образом и авторским замыслом. «Анна Сергеевна тихо вышла. – Что? – спросил ее шепотом Василий Иванович. – Он заснул, — отвечала она чуть слышно. Базарову уже не суждено было просыпаться»[2.с.287]. Почему автор именно так изображает смерть героя? Возможно, ему жаль Базарова и он подарил ему спокойную смерть, похожую на сон? А возможно, это связано с авторским замыслом: время Базарова еще не пришло, поэтому он, подобно сказочному герою, засыпает, чтобы со временем проснуться, когда он будет нужен России? В результате исследования было установлено, что сон и бессонница выполняют ряд важных функций в романе «Отцы и дети»: во-первых, играют композиционную роль; во-вторых, помогают автору сделать характеристику героев ярче, многогранней, позволяют автору выразить сою позицию более наглядно и точно. Нами была создана классификация героев романа с точки зрения сна и бессонницы. Такая классификация дает возможность научно трактовать сон и бессонницу героев с психологической точки зрения. Приемы сна и бессонницы, используемые автором произведения, помогают читателю понять внутренний мир героев художественного произведения, особенности их мировоззрения, их отношения к проблемам. Роль романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской культуре и русской литературе нельзя переоценить, это произведение всегда будет волновать читателей глубиной содержания и мастерством автора, сумевшего создать гениальную Книгу о вечном конфликте «отцов и детей».

1. И.С. Тургенев Т87 Отцы и дети: Серия «Русская классика»: Серийное оформление А.А.Кудрявцева. Текст печати по изданиям: Тургенев И.С. Отцы и дети-М.:Дет.лит.,1975; Тургенев И.С. Избранное: Романы. – Киев: Веселка,1979. ООО «Издательство АСТ»,2016

2. Литература о литературе: учебно-методическое пособие по литературной критике / Т. В. Сенькевич, Л. В. Скибицкая. – Брест : Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2008. – 220 с. ( Д. И. Писарев «Базаров», 1862 г.)

3. Н. Н. Страхов. И. С. Тургенев. Отцы и дети Русский вестник, 1862 г., № 2

5.П етр Вайль, Александр Генис. Родная Речь. Уроки Изящной Словесности. — «Независимая газета». 1991, Москва

6. Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг. Л., «Художественная литература», 1981. Составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания Ю. С. Сорокина

источник

Анализ сцены дуэли между Базаровым и Кирсановым в романе Тургенева «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)

Сцена дуэли в романе «Отцы и дети» является одним из ключевых моментов всего произведения. Именно здесь находится кульминация и развязка главного конфликта произведения — конфликта отцов и детей.

Ни Евгений Васильевич, ни Павел Петрович не задумываются о реальных последствиях дуэли. Базаров же вообще называет её «нелепостью» с теоретической точки зрения, но, тем не менее, соглашается, так как не хочет быть оскорблённым старшим Кирсановым.

«Я сам так думаю. Полагаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего же больше?»- говорит Павел Петрович. Действительно, между Базаровым и старшим Кирсановым существовала взаимная неприязнь ещё с первой встречи. У них были разные взгляды на жизнь, отношение к искусству и природе. Но это не является единственной причиной их поединка.

Сцене дуэли предшествует увиденный Павлом Петровичем поцелуй Базарова и Фенечки. Именно он и стал одной из причин для поединка между старшим Кирсановым и Евгением Васильевичем. Павел Петрович желал сохранить благополучение и счастье в отношениях своего брата и Федосьи Николаевны, которое могло разрушиться в один миг из-за этого поцелуя. Также он видел некоторое сходство её и Княгини Р.- давней возлюбленной Павла Петровича, поэтому не хотел, чтобы её репутация пострадала:

— А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли?

— Как это ты спрашиваешь? С княгинею Р… Особенно в верхней части лица.

Тургенев даёт подробную характеристику природы перед началом дуэли. Он показывает её спокойной и безмятежной, противопоставляя тем самым накалившейся обстановке перед дуэлью: Пётр «дрожал в лихорадке», Базаров и старший Кирсанов были взволнованы, ведь этот поединок мог стоить их жизни. Природа же спокойно пробуждалась от ночного сна. Этим Тургенев показывает величие природы над простыми мирскими невзгодами.

Если рассматривать именно саму дуэль с точки зрения дуэльного кодекса, то можно найти множество случаев несоблюдения правил: нельзя было вызывать на поединок человека более низкого социального статуса; должен был присутствовать врач; из пистолетов нельзя было до этого стрелять. Да и принимая вызов Павла Петровича на дуэль, Базаров нарушает свои принципы нигилизма, ведь дуэль также является пережитком прошлого. А Кирсанов старший вызывает на дуэль человека более низкого социального статуса, нарушая правила среди аристократов.

Дуэль проходит в жёстких условиях, ведь стреляют они с расстояния всего десять шагов. В ходе поединка Евгений Васильевич ранит в ногу Павла Петровича. Он поступает благородно, оказывая ему первую помощь и отказываясь продолжать дуэль. «Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись»-говорится после разговора Базарова и старшего Кирсанова. Пройдя через дуэль, они смотрят друг на друга, как не на противника во взглядах, а обычного человека. Они понимают, что между ними нет такой огромной пропасти, как представлялось.

Сцена дуэли является кульминацией и развязкой главного конфликта романа «Отцы и дети».

источник

Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева

«Отцы и дети»

Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошел в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой — как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и Дети» к моменту дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича, уже позади (10 глава, спор за чаем). Роль эпизода дуэли в этом произведении – показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение, направлена «против дворянства как передового класса».

Эпизод пропитан авторской иронией от начала и до конца. Курьезна уже сама причина дуэли, ведь общепринятым было или драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того, что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати, Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине Р.

Почему Базаров принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость, ну а с практической точки зрения – другое дело». Согласившись следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова нарушать заповеди нигилизма.

В завязке эпизода Базаров – в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчеркивают слова Базарова: «Как красиво и как глупо! Экою комедию отломали! Умные собаки так на задних лапах танцуют».

Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Я ещё долго на этом свете маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой.

Тургенев опять отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.

Итак, наступило «славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчеркивает мысль о том, что все остро политическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы … говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной», — будет написано в финале романа.

И в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано поднялся, да, по крайней мере, за делом, а мы?»

Павел Петрович пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом действии Базарова. просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я буду отмерять шаги», потому что «ноги у меня длиннее»). Он с издевкой относится ко всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра секундантом — ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.

Кульминацией этого эпизода является ранение Павла Петровича. Даже в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых щегольских панталонах – как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным выглядит побег секунданта: «Пётр! поди сюда; Петр! Куда ты спрятался?»

После ранения Базаров проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я уже не дуэлист, а доктор», — произносит Базаров, и в его словах чувствуется облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».

Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в идейном смысле, подчеркивающее контраст между народом и обоими героями.

Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но Базаров остался холоден, как лёд. Он понимал, что Павел Петрович хотелось «повеликодушничать».

Центральные персонажи романа «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов – герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Все это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде дуэли, так и в других эпизодах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9010 — | 7278 — или читать все.

85.95.189.94 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник