В чем символика сна петра гринева

помогите плез. Символы сна Гринева, сбылся ли он?

Мужик с черной бородою лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается.

Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это «сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.

Вскоре перед нами предстаёт следующая, вполне реальная сцена. Мужиком с бородой оказывается Емельян Пугачёв. Теперь уже не «отец-самозванец», а «царь-самозванец» приезжает в крепость, где живёт Петр, Маша и её родители. При первой же атаке крепость сдаётся, а жители встречают мятежников хлебом и солью. Пленных, среди которых находится и Петруша Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и нашего героя. Пётр, как и во сне, не желает присягать бандиту и обманщику, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает «причину пощады» — атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.

В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик», который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой — он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец!

Во времена Пушкина, когда Пугачёва считали государственным преступником, такая точка зрения на «народного царя» была очень необычной. Пушкин пытается рассказать нам о Пугачёве как о человеке, не лишённом привлекательности. Да, он разбойник, но Пушкин наделяет героя такими качествами характера и философией, которые располагают к нему читателей: лучше прожить жизнь ярко и сгореть, считает Пугачёв, чем вести жалкое существование раба.

источник

Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?

Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?

Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» использовал один из приемов — вещий сон, в котором Гриневу приснился вожатый, который ему, находящемуся в степи, указал к жилью дорогу.

Таким приемом, автор налаживает связь между Гриневым и Емельяном Пугачевым, тем вожатым из сна, в реальности ставший предводителем войска казаков и самозваным царем.

Этот сон, по сути, опережает развитие будущих исторических событий, а так же в нем предсказывается и характер взаимоотношений, между этими двумя персонажами, офицером Петром Гриневым, и Емельяном Пугачевым.

Если осмыслить этот вещий сон, то в нем можно увидет предсказание казни тех людей, которые защищали Белогорскую Крепость

Прощение и покровительство Гриневу со стороны народного вождя

Один из наиболее ярких эпизодов «Капитанской дочки» — это сон Гринева, описанный во второй главе произведения (ниже вы можете ознакомиться с этим эпизодом). Этот сон главный герой видит в довольно экстремальной ситуации — во время бурана и сразу после знакомства с бородатым бродягой. Уже позже Петр Гринев узнает, что этот бродяга и есть тот самый Емельян Пугачев.

Что касается сна, то он как бы предсказывает дальнейшие события и задает трагическую тональность произведения. Далее во время развития сюжета читателю приходится снова и снова возвращаться к сценам из сна, хотя в начале он не придает его описанию особое значение.

Сам сон является довольно будничным и описывается как реальные события. Это уже не сон, а видение, потому как события в нем представлены отчетливо и ясно. Анализируя этот сон, мы видим, что он предсказывает будущий казачий бунт и непростые отношения Гринева и Пугачева. Бородатый мужик во сне — это предводитель казаков Емельян Пугачев, а кровавая расправа — это казнь в крепости. Уже из сна видно, что Петр как мог противостоял этой расправе. И ведь действительно, он не стал целовать руку Пугачеву. В сне упоминается и ласковое отношение предводителя казаков к Гриневу. О нем автор неоднократно упоминает и далее, описывая реальные события.

Таким образом, сон Петруши является пророчеством. О нем Гринев будет помнить до конца жизни, связывая многие события именно с ним.

Сон Гринева «Капитанская дочка»:

источник

Сон Петра Гринева: анализ эпизода из романа «Капитанская дочка»

Произведение Пушкина «Капитанская дочка» вызывает немалый интерес у читателей. Оно переведено на разные языки мира. По школьной программе в восьмом классе дети изучают сон Петра Гринева. Анализ эпизода из второй главы романа на уроках разбирается подробно, так как в нём переплетено символическое с фантастическим. Пушкин, введя в повествование вещий сон героя, указывает, что дальше произойдёт с Петром, как будут складываться его отношения с Пугачёвым.

История создания повести

Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.

Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.

Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.

Образ главного героя

Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:

  • Машей Мировоной;
  • Алексеем Швабриным;
  • Савельичем;
  • Емельяном Пугачёвым.

Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.

Впоследствии Петрушке приснится этот бородатый мужик, который и предскажет, что в дальнейшем произойдёт в его судьбе. Сложно поверить, что это видение может сбыться, но дальнейшее знакомство с произведением позволяет понять, какие события происходят в жизни Гринева.

Пётр Андреевич Гринев — положительный персонаж, который ставит честь и достоинство на первое место и этим вызывает уважение. Он верит в любовь и жертвует всем, чтобы защитить любимую девушку. Ради Маши Мироновой Пётр Гринев совершает много поступков:

  • проводит дуэль с Алексеем Швабриным;
  • покидает свою армию, чтобы спасти Машу;
  • просит защиты чести девушки у Емельяна Пугачёва;
  • против воли отца готов жениться на любимой.

Пётр Гринев совершает добрые поступки, получая в ответ такое же отношение к себе. В дороге, когда герой заблудился во время снежной пурги, он подарил провожатому заячий тулуп, который потом спас ему жизнь. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв. При захвате крепости он вспомнил доброту Гринева и подарил ему жизнь.

Краткий пересказ второй главы

Чтобы понять аллегорический сон главного героя, следует обратиться ко второй главе пушкинского произведения, которая называется «Вожатый». Нужно внимательно прочитать и пересказать эту часть, чтобы понять, каков замысел автора.

После того как Пётр Гринев и его слуга заблудились, они решили попробовать двигаться дальше. Но погода сильно испортилась, ничего не было видно было и дорогу замело. Однако путникам повезло — они встретили мужика, который согласился их провести до ближайшего жилья. Пока они двигались, Пётр Андреевич задремал, и ему приснился сон. Проснулся он в тот момент, когда они въезжали в постоялый двор.

Своего вожатого Гринев щедро наградил, подарив ему тулуп. Такой поступок очень расстроил Савельича, который был жаден и не желал, чтобы барин тратил на всякого мужика своё добро. После этой ночи на постоялом дворе Гринев быстро прибыл в Оренбург, откуда его направили в Белогорскую крепость, которой командовал капитан Миронов.

Содержание сна Гринева

Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, стоит его внимательно прочитать и проанализировать. Можно включить описание этого сновидения в читательский дневник. Как писал автор, увиденный сон герой так и не смог забыть.

В то время Петруша был в забытье, какое может навевать снежная буря. Снилось ему, что едет он по снежной пустыне. Неожиданно появились ворота, и вскоре кибитка въехала в родной двор барской усадьбы. Петруша испугался того, что отец может прогневаться, поскольку он ослушался и вернулся домой. Когда с этими мыслями герой поспешил оставить кибитку, то увидел, что встречает его не отец, а матушка.

Матушка сообщила Петруше, что папа его болен и находится при смерти. Отец пожелал проститься с сыном. Пётр отправился вслед за матушкой и со страхом вошёл в родительскую спальню. Комната была слабо освещена, а у постели отца стояли люди, у которых были печальные лица. Петруша подошёл тихо к кровати и стал на колени, устремив взгляд на больного отца и ожидая возможности поговорить с ним, объяснить свои поступки.

Вдруг герой видит, что вместо отца в родительской кровати лежит мужик с чёрной бородой. Это был человек, которого Петр встретил в дороге. Мужик весело глядел на Петрушу и подмигивал ему. Когда же Гринев обратился к матери с вопросами о том, кто это и зачем ему просить у него благословения, то она ответила, что это посаженый отец, который должен Петрушу благословить.

Но Гринев не соглашался. Тогда мужик с бородой вскочил с постели и стал махать топором, который выхватил из-за спины. Главный герой пытался бежать, но у него ничего не выходило, так как в комнате появилось много крови и мёртвых тел, о которые Гринев спотыкался. Страшный мужик звал его ласково, говоря, что он только благословит и всё. Петрушу охватил ужас.

Гринев проснулся. Лошади давно остановились, а Савельич будил его, так как они уже приехали.

Значение сновидения

Александр Пушкин сон Гринева в «Капитанской дочке» использовал для того, чтобы подготовить и заинтересовать читателя. В вещем сне принимают участие разные герои:

  • Пётр Гринев;
  • матушка;
  • мужик с бородой;
  • люди с печальными лицами.

Петруша говорит, что сон ему приснился пророческий, поэтому он не может его забыть. Ему пригрезился вожатый, который помог отыскать дорогу. С помощью этого интересного эпизода автор романа устанавливает связь между офицером Гриневым и предводителем войска казаков Емельяном Пугачёвым. Последний провозгласил себя ещё и царём.

Сон Петра показывает, какие исторические события будут развиваться в сюжете, подготавливает читателя к их восприятию. В сновидении можно увидеть предсказание о том, что во время защиты Белогорской крепости произойдёт казнь защитников. Кровь и мёртвые тела — это результат захвата военной крепости, их увидел во сне главный герой.

В сновидениях Гринева мужик был ласков и желал благословить героя. Впоследствии при казни Пётр Андреевич получил от народного вождя покровительство и прощение.

Анализ эпизода

Сон в пушкинской повести имеет символический смысл. Автор специально вводит его в начало произведения для того, чтобы предупредить, что вскоре будут трагические изменения в жизни основного персонажа. Таким образом Пушкин задаёт тон всему повествованию.

Сон снится Петруше в экстремальной ситуации, когда во время снежного бурана он и его слуга сбились с пути. Но даже буран у Пушкина — это образ, который заключает в себе не только ощущения главного героя, впервые в жизни расставшегося с родным домом и близкими людьми, но и грядущие исторические изменения.

С Пугачёвым Петруша знакомится перед тем, как впадает в дремоту, и тот сразу становится действующим лицом страшного сновидения. Скорее всего, состояние Петра можно даже назвать полусном, когда перед ним пробегает странное видение, которое он представляет отчётливо. Все события кажутся вполне реалистичными.

Если осмыслить увиденное Петром Гриневым, то можно увидеть предсказание, что скоро начнётся бунт казаков, а также узнать, как будут развиваться отношения между ним и Емельяном Пугачёвым. Уже из видения героя становится понятно, что он будет защищать крепость и никогда не станет на сторону мятежников.

Посаженым отцом Петруши Емельяну Пугачёву всё-таки пришлось стать, так как родной папа не давал согласия на его брак с Машей Мироновой, а разбойник и предводитель бунтующих казаков устроил их счастье. Свой сон основной персонаж запомнил настолько хорошо, что до конца жизни он считал его провидением и связывал с ним все события, которые происходили с ним.

источник

Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина

Художник С. Герасимов

Сон Петра Гринева является одним из ключевых эпизодов в романе «Капитанская дочка» Пушкина.

Текст эпизода «Сон Петра Гринева» можно найти во 2-ой главе романа, которая называется «Вожатый».

В этой статье представлен анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка».

Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина

(из книги «Мастерство Пушкина» Д. Благого)

«Гринев во сне возвращается домой и узнает, что его отец при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить последнее отцовское благословение, Гринев вдруг видит, что перед ним совсем не отец.

Яркая символика сна («топор», которым размахивает «мужик», «мертвые тела», «кровавые лужи») подчеркнуто прообразует реальные события, свидетелем которых является Гринев после взятия Пугачевым Белогорской крепости. А слова «Страшный мужик ласково меня кликал» точно определяют отношения, складывающиеся в дальнейшем между Пугачевым и Гриневым, так же как и отношение Пугачева к Маше после того, как он узнал, что она — сирота и невеста Гринева.

Эта тесная связь между сном и последующей явью усиливается и прямями текстуальными перекличками. Казаки-«губители», которые тащат Гринева к виселице, повторяют «Не бось, не бось». Помилованного Пугачевым Гринева приводят к нему и ставят перед ним «на колени».

Нетрудно установить и другие параллели. Слова Гринева в рассказе о сне: «вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая», — перекликаются с последующим описанием облика Пугачева. О его черной бороде неоднократно упоминается, начиная с той же второй главы.

Прием «пророческого» сна применяется Пушкиным неоднократно (вспомним сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Григория в «Борисе Годунове»). В «Капитанской дочке» Пушкин дает этому психологическую, то есть, по сути дела, реалистическую мотивировку, вкладывая в уста Гринева следующее «извинение» перед читателями: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое. «

(Д. Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г.)

источник

Сон Петра Гринева — анализ эпизода в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Видение героя

Однажды герой романа повстречался на улице с бородатым бродягой. После этого ему снится кошмар с участием того же человека. В нем он узнает, что бродяга и есть разбойник Емельян Пугачев.

Гриневу привиделось, что он возвращается домой и видит мать, которая стоит на крыльце. В глазах родного человека герой разглядит разочарование и огорчение. Подойдя ближе, мать сказала, что его отец сильно болен и хочет проститься с ним. Петра окутал страх, он медленно пошагал за матерью в спальню.

Войдя в комнату, герой увидел тусклый свет и много людей, которые стояли вокруг кровати с грустными лицами. Подойдя ближе, мать приподняла полог и сказала о прибытии Петра. Герой стал на колени и посмотрел на лежащего человека. То, что он увидел, удивило его. На месте его отца лежал бородатый разбойник, с которым он познакомился накануне. Мужчина не выглядел больным, злодей улыбался, и глаза его весело смотрели по сторонам.

Герой начал задавать вопросы матери. Он не понимал, зачем ему получать благословение у постороннего мужчины. Но мать пыталась объяснить, что это его посаженый отец. И ласково попросила Петрушу поцеловать ему руку. После того как герой отказался подходить к незнакомому мужчине, тот соскочил с кровати, вытащил из-за спины топор и начал размахивать им. Петр попробовал убежать, но не смог. Комната наполнилась трупами, и он спотыкался о них и поскальзывался на лужах крови. Бородатый незнакомец тем временем ласково подзывал героя к себе.

Весь сюжет основан на главных персонажах:

  1. Петр Гринев.
  2. Матушка.
  3. Бородатый разбойник Пугачев.

Сон Гринева в «Капитанской дочке» — это символическая многозначность. Впоследствии идентичную картину герой увидел уже не во сне, а наяву.

Восстание Пугачева принесло много жертв и сон героя это предсказание этому событию. Этот эпизод при чтении задает повести трагическую тональность.

Особенность романа

Смысл сновидения противоречит принципу повествования писателя. Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, достаточно прочесть его до конца. Он выполняет функцию предсказывания грядущих событий. Кратко пересказать эпизод сложно, для раскрытия главной темы повести нужно изучить его подробно.

Гринев начал рассказ с того, что: «Мне приснился сон, которого никогда я не мог позабыть». Произведение написано так, чтобы и читатель помнил это все время так же, как и герой романа.

Для многих остается вопросом, почему Пушкин включил в свое произведение сновидения персонажа. Из него становится ясно, что Петр Гринев будет противостоять врагу и сражаться до победного. Он не станет перед ним на колени, и не будет целовать ему руку. Но породниться все же придется. Родной отец Петра не позволял ему жениться на Маше Мироновой. Так как Пугачев становится его посаженым отцом, он устраивает им свадьбу. В этот момент злодей предстает ласковым и мягким, точно таким его увидит Гринев в конце своего сна.

Это аллегорический и интересный момент всего романа. Если читать краткое содержание сна, становится понятно какова роль Пушкинского Петрушки в этой войне. Все события, которые он пытался вспомнить, должны были сбыться.

Многие писатели используют такой литературный прием, как пророческие сновидения. Основная цель его применения — раскрыть подсознание персонажа и понять, что творится в его душе. А также в вещих снах немаловажную роль играют воспоминания и страхи. Он понимал, это обычный сон, но чувство тревоги его не отпускало и оказалось что не зря.

источник

Вещий сон Петра Гринёва и его значение в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Подобное толкование какое ? о чем это? Поясни! противоречит самому принципу повествования Пушкина — с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. помнить при этом, что увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания. Отредактируй кусок, чтобы прояснить мысль.

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся» `. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…»

Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.

Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…”»

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.

Также Гринев — молодой человек, который ищет в жизни свою дорогу.

Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь.

Герой выведен обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусонья».

Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное. Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.

Таким образом, сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Совершенно особую роль в романе играет этот сон, который герой видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым.

Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.

источник

Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка Пушкина Анализ эпизода

А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.

Пётру Гриневу снится сон в экстремальной ситуации, во время бурана и потери дороги в степи. Понятие «буран» – своеобразный образ, который показывает не только ощущения героя, переживающего расставание с родными, но и предстоящие исторические события того непростого времени.

Перед сном Гринёв знакомится с вожатым – Пугачёвым, и этот человек становится страшным действующим лицом его сна, он тоже имеет свое особое символическое значение.

Следует обратить внимание на будничность и реальность событий, происходящих во сне. Это даже не сон, а видение, уж очень ясно и отчётливо представляется всё Петруше.

Ему снится, что он во время бурана возвращается в родное поместье. И находит своего отца смертельно больным, хочет взять благословение, а вместо него в постели лежит весёлый чернобородый мужик – вожатый. Мать называет его посажённым отцом и просит сына поцеловать у него ручку. Петруша возмущён, ему не нужно такого благословения. Тогда мужик встаёт, вытаскивает топор, и начинается кровавое побоище. Но Петрушу вожатый не трогает, напротив, он всё ласково его просит: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»

Если осмыслить сновидение, то можно увидеть предсказание будущего казачьего бунта, а также развитие взаимоотношений между Петром Гриневым и предводителем бунтарей Пугачёвым.

Но сначала мы не придаём большого значения этому сну, как и встрече Петра Гринёва с вожатым. Однако по мере развития сюжетной линии появляются предположения, что мужик похож на Емельяна Пугачёва, а кровавая расправа во сне – казнь защитников Белогорской крепости.

Из сна ясно, что Гринев будет противостоять кровавой расправе. И на самом деле он не встанет на сторону мятежников, не станет целовать руку самозванцу. Но вот породниться с Пугачёвым ему придётся. Если родной отец Петра не дал согласия на его брак с Машей Мироновой, то разбойник и злодей становится символическим посажённым отцом и устраивает счастье Петра Гринёва. Пугачёв был так же ласков к Гриневу, как мужик – вожатый во сне.

Сон Петра Гринёва – пророчество, поэтому он должен был исполниться. На самого героя сон производит неизгладимое впечатление. Он запомнит его навсегда. До конца дней своих Гринёв будет считать, что все события его жизни связаны с этим видением.

Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка

Несколько интересных сочинений

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу

Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл «Записки охотника», является Рядчик, представленный писателем в образе городского мещанина, занимающегося наймом рабочих, выступающим конкурентом бедняка Яшки-турка в соревновании по пению.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» много интересных и разносторонних персонажей. Кто из них хороший, а кто плохой, и есть ли вообще разделение на героев и антигероев в этом романе?

Виктор Ситников – один из приятелей Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова Он — сын богатого купца, но своего происхождения стыдится. Виктор считает себя нигилистом, придерживается либеральных взглядов.

В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

источник

Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:46, реферат

Описание работы

Целью моей работы является определение смысла и роли сна в текстах изученных произведений А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).
Задача, которую я поставила перед собой: показать, что сны – всегда значимые этюды произведений, которые раскрывают концепцию образа и несут смысловую нагрузку.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………………….2
II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина
Поэзия и проза сна………………………………………………………………….3
Символика сна Татьяны в романе «Евгений Онегин»……………………..…6
Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»……………………….10
Сновидения Григория из трагедии «Борис Годунов»………………………..13
III. Заключение………………………………………………………………………………. 15
Список литературы………………………………………………………………………. …16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

Таким образом, символы (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, — смерть Ленского и брак с генералом.

Главный символ сна Татьяны — хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к «шалашу»: «Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отовсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко…» Из контекста мы узнаем, что «шалаш» — вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома — Онегин — что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет «шайкой домовых».

Хижина — дом самой Татьяны, а домовые — гости на её именинах. Названия некоторых демонов-«гостей» Онегина имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Самого Онегина А. С. Пушкин сначала называет «гостем» и только потом «хозяином». Сходно само описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. Во сне Татьяны: «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!»; на именинах: «В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога. «

В описании тела застреленного Ленского: «Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. А где — Бог весть. Пропал и след». Здесь «дом» — тело без «хозяйки», то есть души. Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для неё — душу Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила её гадать на святки.

Хижина Онегина — зашифрованный в системе символов сложный психологический портрет главного героя.

Управление «домовыми» — властность Онегина. Если «домовые», — реалии внутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя: «Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеётся — все хохочут; Нахмурит брови — все молчат». Эта же мысль и в эпиграфе к «Евгению Онегину»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого»

Смотреть в дверную щель хижины снаружи — пытаться понять внутренний мир Онегина. Согласно сюжету, Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.

Проникнуть в дом — стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения.

Исчезновение «домовых» — избавление от прежних пороков. «Шайка домовых» сначала «смутилась», то есть встревожилась, а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне изменила внутренний мир героя, избавив его от «демонов».

Итак, сон Татьяны можно разбить на две части: 1) события в лесу до появления хижины Онегина, 2) события в хижине. В первой части опорные символы имеют два значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство душ, где её проводник-медведь подводит к самой главной душе — Онегину. Второе значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в светском обществе, но брак для неё окажется несчастьем. Как мы видим, первая часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна — события в хижине — посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе. В результате мы многое узнаем о характере главного героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того, открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление от «демонов», муки совести и болезнь, физическая и нравственная.

2. Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин

Функция сна как предсказания, на наш взгляд, берет начало из Библии и ее использовал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка». Рассмотрим роль сна Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с Вожатым – Пугачевым: «Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобой проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…»»

Обратим внимание на реальность событий и действующих лиц сна: все буднично, ничего символического в этой картине нет. Она скорее фантастична, даже нелепа, как это часто и бывает в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку». Символическое в ней будет проступать по мере знакомства с сюжетным развитием повести – тогда родится загадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева: ведь Пугачев так же ласков был к Гриневу и устроил его счастье с Машей Мироновой. Чем больше узнаем о восстании и Пугачеве, тем стремительнее растет многогранность образа мужика из сна, отчетливее выступает его символическая природа. Это становится особенно наглядно в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика: «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это явно символично. Но символическая многозначность и в этом случае связана с нашим знанием о жертвах восстания Пугачева. Образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ Пугачева, итог художественного исследования могучего народного характера. И, наконец, это слово мужика: «Не бойсь. », поражающее сначала своей как бы абсурдностью, — ну как же не бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя не бояться такого мужика! Но возвращение к сцене сна во всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова. Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания – затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему («послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы и князья…»).

Во сне Гринева проявляется двойственная природа Пугачева. С одной стороны, в этом сне Пугачев оказывается посаженым отцом Гринева – эта линия в дальнейшем приведет нас к свадьбе Петруши и Маши Мироновой, которая станет возможной лишь благодаря вмешательству Пугачева. Он – посаженый отец — хочет благословить Петрушу в его сне, ласково кличет его, весело на него смотрит. Кстати, сверкающие, блистающие глаза – тоже непременный атрибут Пугачева и многих его соратников. В этом таинственном блеске – сила и притягательность, наполняющая душу «пиитическим ужасом» (глава «Незваный гость»). Во сне Пугачев не только весел – он и страшен. Неожиданно начинает он размахивать топором, комната наполняется мертвыми телами, всюду кровь. Это – тоже Пугачев. Тот самый, который отдает приказ повесить Ивана Игнатьича и капитана Миронова, который благословит казнь Василисы Егоровны. Тот самый, который сравнивает себя с орлом из калмыцкой сказки, считающим, что жить – это значит питаться живой кровью. Про такого Пугачева есть у Пушкина отдельная книга, совсем не похожая на «Капитанскую дочку» по духу, — «История Пугачевского бунта». Вся кровь, весь ужас «русского бунта» описаны в ней с дотошностью историка, но Пугачев «Капитанской дочки» сложнее и многомернее. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным символом повести – в нем сконцентрирован идейный смысл «Капитанской дочки». Символика образа многозначна и приводит к мысли о трагичности русского бунта.

Таким образом, рассматриваемый нами сон Петра Гринева оказывается чрезвычайно важным в общей структуре повести. В нем завязываются и предсказываются многие сюжетные линии, а также впервые обозначается неоднозначность оценки персонажа (Пугачева). Кроме того, именно здесь закладываются основы важнейшей проблемы, поднятой в повести, — проблемы возможности и необходимости установления нормальных человеческих отношений между людьми, несмотря ни на какие разделяющие их преграды.

3. Сновидения Григория из трагедии Борис Годунов

Это необычайное сновидение прекрасно подтверждает романтический и страстный характер авантюриста, предвещает скорое будущее:

Мне снилась, что лестница крутая

Меня вела на башню: с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне, и страшно становилось

И, падая стремглав, я пробуждался.

«Проклятый сон» снится в третий раз, поэтому так отчетливы в нем детали и эмоции. И опять падение, как в «Метели», во сне Марьи Гавриловны. Но там было темное, бездонное подземелье, куда летела она ( с земли вниз, под землю) с «неизъяснимым замиранием сердца», а здесь падение с крутой лестницы, с башни (с высоты на землю), в людской муравейник с чувством стыда и страха.

«Сновидения – это ведь моменты пробуждения…мы видим свою жизнь вне времени, видим соединенным в одно то, что разбито по времени; видим сущность своей жизни: степень своего роста»,- писал в своем дневнике Л.Н.Толстой. Действительно, во сне самозванца отразились его сущность – он человек, играющий со своей судьбой и судьбами других людей, он «глядит в Наполеоны», и перевоплощение – непременный атрибут его игры.

Для него нет ПРАВДЫ, он легкомысленно воспринимает своего духовного руководителя Пимена, человека, с которым живет в одной келье. Не услышанное, ложно понятое слово правды Пимена о народном грехе, о своем грехе вне его ведома, подвигает молодого честолюбца выдать себя за убитого Дмитрия, делает Григория «бичом Божьим».

Падение с огромной высоты во сне символизирует его человеческое, личностное падение. Перед нами герой — фанатик, роль которого, начатая с пробуждения и с рассказа о преследующем его сне, сном и заканчивается.

Изучение богатейшего материала литературных снов с точки зрения философии, эстетики, культурологи, психоанализа – это проблемы до настоящего времени глубоко и всесторонне не исследованные в русской науке.

Не существует, на мой взгляд, ни одного сколько-нибудь самобытного достойного внимания литератора, который не использовал бы в своих произведениях художественный прием сновидения для усиления фантастического, мистического, сатирического эффекта, либо с целью достижения психологической достоверности поведения героя, его духовного формирования.

Форма литературного сна благодаря своим исключительно богатым идейно-эстетическим художественным возможностям оказалась необычайно плодотворной. Большинству знаменитых героев русской словесности являются по ходу развития того или иного сюжета загадочные, таинственные, необычайные, фантастические сновидения существенно дополняющие, а порой и определяющие социальный облик персонажей.

Некоторые герои переживают по мере развития действия целые своеобразные циклы странных, сложных по своей символике событий и ситуаций, снов.

Важнейшую роль здесь играет, прежде всего, интуиция самого автора, без активного творческого содействия, которого было бы невозможно представить, какое именно сновидение и почему в тот или иной момент развития сюжета могло присниться Татьяне Лариной, Петруше Гриневу или Григорию Отрепьеву. Сон – не что иное, как случайная встреча персонажа с самим собой, воплощение сакральных, душевных переживаний, которые скрыты наяву не только от других действующих лиц, но и от него самого. Отсюда и основная функция литературного сновидения — осмысливая свой сон, персонаж (как и читатель) к порой субъективному знанию себя изнутри добавляет знание себя со стороны, достигая посредством этого более полного бытия.

Царство снов сильно отличается от яви бодрствующего сознания, но во сне, как и в коллективной дневной реальности, существует своя логика, особенная перспектива, освещение, свои вероятности и невероятия.

источник