В чем кульминация сна обломова

Кульминация романа

Кульминация романа. Развязка действия. Кульминация — XII глава третьей части, в которой Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Однако даже во имя любви он не может пожертвовать своим покоем. Развязка медленно подготовлена всем ходом обломовской жизни. В XI-XII главах третьей части показан разрыв отношений Обломова и Ольги и возвращение героя к халату, тапочкам и дивану.

Слайд 10 из презентации «Композиция романа «Обломов»». Размер архива с презентацией 925 КБ.

Гончаров

«Биография Ивана Гончарова» — Лето. Пушкин посещает Московский университет. Трегубов Николай Николаевич. Приказом министра народного просвещения. Литография. Обыкновенной истории. Портрет работы. Министерство внутренних дел. Портрет. Музей. Иван Александрович Гончаров. Должность цензора. Обломов. Первый номер «Отечественных записок». Домашний костюм. Болезнь глаз. Словесность. Отдельное издание. Фотография. Издание романа. Титулярные советники.

«Иван Гончаров «Обломов»» — Отечественные записки. Обломов. Сцена исповеди. Художественная деталь. Обобщение. Творческое задание. Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Художественное мастерство И.А. Гончарова. Фраза. Художественный прием. Иван Александрович Гончаров. Исследование. Речевая характеристика героя. Сквозной мотив еды.

«Композиция романа «Обломов»» — Покой. Обломов. Язык романа. Кульминация романа. Особенности композиции романа. Постпозиция романа. Экспозиция романа. План романа. Роль пейзажа в романе. Особенности композиции романа И.А.Гончарова «Обломов». Роман в оценке критики. Завязка романа. История создания романа. Значение «сна Обломова». Эпилог. Действующие лица романа.

«Сон Обломова» — Два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова. Илья Обломов. Проверка знаний учащихся. Сказка у него смешалась с жизнью. Иван Александрович Гончаров. Отчего я такой. Какой рисуется жизнь. Обломов и Захар. Диалог. О двух системах воспитания. Свет и тень Обломова. Мягкий ум. Сон Обломова. Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым. Штат и свита дома Обломовых.

«Личная жизнь Гончарова» — Постоянное житьё. Образование. Последние годы жизни. Десять лет. Болезнь. Мысль. Перемена. Иван Александрович Гончаров. Пора задуматься о своём будущем. Участие. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Гончаров. Я откровенно люблю литературу. История. Начало творчества. Жизнь после университета. Изящность и тонкость кисти. Жизнь. Петербург. Роман. Основные этапы жизни и творчества. Процессы.

«Иван Александрович Гончаров» — Симбирск. Карьера. Обломов. Возвращение к службе в департаменте. Кругосветное путешествие. Обрыв. Начало творческого пути. Автор очерков. Авдотья Матвеевна Гончарова. Обыкновенная история. Училище считается образцовым. Маленькая ученая республика. Иван Александрович Гончаров. Николай Николаевич Трегубов.

источник

Анализ сна Обломова

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

источник

Анализ «Обломов» Гончаров

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847 – 1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершен, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически, автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова».

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – реализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

источник

«Сон Обломова» — анализ эпизода из романа И.А. Гончарова «Обломов»

Композиция романа

Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.

Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.

В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.

Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.

В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.

Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.

В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.

Место эпизода

В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:

  1. Парад гостей.
  2. Сон Обломова.
  3. Отношения с Ольгой.
  4. Письмо Обломова.
  5. Жизнь с Пшеницыной.

Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.

В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.

Основные этапы

Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.

Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.

Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.

Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:

  • мама опасается, что ее сын простудиться и запрещает ему ходить на занятия;
  • дома проводятся частые праздники, поэтому Илья обязан участвовать;
  • родители окружают ребенка запретами.

Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.

Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.

Смысл части

Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.

Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.

Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.

Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.

Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.

Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.

источник

Тема, идея, композиция романа «Обломов»

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

2)Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

Также Гончаровставит в романе вопросыо подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3) 1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

· В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

· В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

4) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

5) 4 – я часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

6) Композиция романаполностьюсоответствует идееромана: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

7) Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

8) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

9) В3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события– знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

10) 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

11) Кульминация12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

12) В 4-й части– дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция(пост…

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

источник

Композиция романа «Обломов»

Роман состоит из четырех частей, четырех этапов жизни героя, символически обозначенных четырьмя временами года. Экспозиция романа необычайно велика — вся первая часть и первые две главы второй части.

Первая часть — представление героя, она изображает всего лишь один день из жизни помещика, дворянина Ильи Ильича Обломова, живущего в Петербурге. Обломов весь день проводит в постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами.

Девятая из одиннадцати глав первой части — «Сон Обломова» — единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения, но и важностью для понимания явления «обломовщины», ее истоков.

Обломовка, в которой прошло детство героя, — земной рай, «благословенный уголок земли», «чудный край», «идеал покоя и бездействия». «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Это сон-мечта, из которого Обломову не хочется возвращаться в реальность.

И все же первая часть оканчивается пробуждением героя, действием, движением: приехал друг его детства, Андрей Штольц, и Обломов «в восторге» бросается ему навстречу.

Вторая часть (ее начало — по существу продолжение экспозиции) открывается рассказом о детстве Штольца, об истоках его характера. Штольц вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит по гостям.

Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется: Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской (завязка действия), в которую Обломов влюбляется. Это весна его жизни, его души. Любовь взаимна. Вторая часть заканчивается планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Объяснение героев происходит летом — это кульминация романа (ч. 2, гл. IX).

Гончаров описывает как счастье влюбленных, так и трудности взаимопонимания. Постепенно Ольга разочаровывается в своем избраннике: он снова медленно погружается в сон. Наступает осень любви, осень жизни, осень души. В результате наступает развязка: Обломов и Ольга расстаются.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье с Пшеницыной, которая создает для него желанную атмосферу Обломовки.

Ольга же Выходит замуж за Штольца. Через несколько лет Штольц, вернувшись в Петербург, узнает, что у Обломова и Агафьи Матвеевны родился сын. Обломов тихо умирает, погружаясь в вечную тишину». Зима… После смерти Обломова Штольцы берут сына Обломова и Агафьи Матвеевны Андрюшу на воспитание.

Можно посмотреть на композицию романа и с другой точки зрения. Герою дается три попытки встать с дивана. Сначала пытается сам, потом его удается поднять Штольцу, потом Ольге, но каждый раз он падает обратно и в конце концов уже не встает.

Композиция служит постепенному раскрытию характера героя, авторской мысли о русском характере, о путях развития страны.

источник

Неперейдённый Рубикон (к вопросу о кульминации в романе И. А. Гончарова «Обломов») Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пырков И. В.

Статья посвящена одному из кульминационных и вместе с тем до сих пор редко попадающих в поле зрения гончарововедов эпизоду на Неве, где назревающий разлад между Ильинской и Ильёй Ильичом обретает черты конкретно-зрительного воплощения: герои и говорят, и думают, и двигаются словно бы в разных плоскостях, отдаляясь друг от друга всё дальше и дальше. При этом небольшую по объёму главку Гончаров предельно насытил художественной, порой подтекстовой информацией, используя целый ряд значимых в контексте всего романа символов. Образ реки, которой суждено будет навсегда разделить героев, «та» и «эта» сторона, фигура лодочника-перевозчика, постоянное упоминание в диалогах героев о «человеке», мотив холода, близкого к отчуждённости и т. д.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пырков И. В.

The Uncrossed Rubicon: on the climax problem in I.A. Goncharov’s novel «Oblomov»

The article deals with one of the culmination points in the novel which, however, rarely attracts the attention of literary critics, i.e. the scene on the Neva river . The imminent disagreement between Iljinskaya and Ilya Iliich is shown through specific visual features: the characters seem to speak, think and move in different planes, moving away from each other more and more. By using a number of symbols significant in the context of the whole novel, I. A. Goncharov made this rather small chapter rich in artistic, sometimes subtext information. The symbols are the image of river which is to separate them forever, «this» and «that» river banks, figure of a ferryman, constant mention of «a person» in the characters’ dialogues, motif of cold, close to estrangement.

Текст научной работы на тему «Неперейдённый Рубикон (к вопросу о кульминации в романе И. А. Гончарова «Обломов»)»

НЕПЕРЕЙДЁННЫЙ РУБИКОН (к вопросу о кульминации в романе И. А. Гончарова «Обломов»)

«В восьмидесятые годы в Петербурге, на Моховой улице, на Сергиевской, иногда на набережной Невы и в Летнем саду . можно было видеть маленького старичка с палкой, в синих очках, неторопливо совершающего свою обычную прогулку. Он не замечал, или старался не замечать, проходящих. Только иногда, сидя на скамейке Летнего сада, поглядывал он менее строго на гуляющих. Это был автор «Обломова» и «Обрыва» — Иван Александрович Гончаров»1.

Именно таким увидел и запомнил Ивана Александровича в ту пору писатель и теоретик искусства Пётр Петрович Г недич. «От прежнего Г ончарова, — не без горечи говорил он о необратимом действии времени, — остались только слабые искры»2.

Но время художественное, в отличие от времени реального, обратимо и многолинейно. Оно может помедлить, приостановиться, может обернуться вспять, и тогда герой, даже столь целеустремлённый, как Андрей Штольц, готов забыть про выбранную колею, соскочить с лошади и обнять соседскую женщину, в чьих горячих словах послышится ему голос давно умершей матери. А может вдохновенно лететь вперёд, не замечая и не признавая никаких условностей, как летела когда-то Ольга Ильинская навстречу Обломову — «легко и быстро».

Поворот головы, поворот времени, поворот «ключа в нотах», если воспользоваться художественнообразующим сочетанием самого Гончарова, — и вот уже в Летнем саду, в ясный день поздней осени, разыгрывается одна из самых просветлённо-чистых и, быть может, драматичнейших сцен русской литературы.

Совсем небольшую по объёму пятую главку третьей части можно было бы назвать, следуя мысли Ильи Ильича, примерно так: «Украденное у судьбы мгновение». Здесь почти овеществлено время и почти физически ощутимо пространство. Здесь максимален уровень видимости и максимальна глубина подтекста, так что невидимым остаётся нечто самое главное. Здесь многое происходит в первый и последний раз в романе. В первый и последний раз лицо Ольги лишается «той сосредоточенной мысли, которая играла её бровями»3 — тут Ольга мыслит лишь чувствами; в первый и последний раз Обломов оказывается в лодке, да ещё на середине реки; в первый и последний раз Илья Ильич говорит одно, а думает другое:

«- Завтра придёшь к нам? — .спросила она.

«Ах, боже мой! — подумал Обломов. — Она как будто в мыслях прочла у меня, что я не хотел приходить».

— Приду, — отвечал он вслух» (288).

И впервые, пожалуй, Обломов и Ольга достигают в своих отношениях того рубежа, дальнейшее движение от которого возможно для них лишь в разных направлениях. Романный миропорядок именно здесь получает новую точку отсчёта.

Не случайно ещё во второй части Г ончаров намечает линию Рубикона, возникающего перед героями. Намечает только пунктиром, лёгким карандашным

штрихом. «Он смутно понимал, что она выросла и чуть ли не меньше его, что отныне нет возврата к детской доверчивости, что перед ним Рубикон и утраченное счастье уже на другом берегу: надо перешагнуть.

А как? Ну, если он шагнёт один?» (206).

Это пока ещё малая трещинка, сомнение, зародившееся в душе Ильи Ильича, невинный его страх перед болтовнёй людей о свадьбе («.Катя сказала Семёну, — бойко оправдывается перед ним Анисья, сводя все дело, по сути, к разноцветной лубочной многоголосице. — Семен Марфе, Марфа переврала все Никите.»). Это всего-навсего очередной щипок жизни, захватывающей в свой мелочный обиход даже самое святое («Счастье, счастье! — едко проговорил он потом. -Как ты хрупко, как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? а жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо!») (284).

Ясно, что пока ещё порубежная линия легко преодолима и похожа чем-то на черту, которую когда-то школьный учитель Обломова проводил ногтем под строкой учебника. Да только вот и тогда ученик-Обломов дальше этой черты не заглядывал.

Почти невидимая граница находит своё конкретно-зрительное воплощение в образе Невы — реки, навсегда, в итоге, разделившей Обломова и Ольгу. Г онча-ров, кстати говоря, нередко «опредмечивает» какую-либо мысль своих героев, находит для всякой абстракции образное разрешение. Иногда это ювелирные микродетали. Вспомнить хотя бы «гербовые пуговицы» на тёмно-зеленом фраке Судь-бинского или крошечное пятнышко, оставляемое крашеными усами графа на пальцах Ольги. А иногда — целый мотив, завершающийся потрясающим по силе художественной выразительности образно-зрительным кадансом. «Снег, снег, снег», — повторяет Обломов, находясь на грани горячки после «жестокого» слова Ольги (324). А в конце романа автор рисует портрет нищенствующего, осиротевшего, так и не нашедшего себе места — в прямом и переносном смысле места -после смерти барина Захара, в каждой бакенбардине которого теперь «точно положено было по комку снега» (422).

Образ Невы вбирает в себя многие подспудные направления всего романного действия. Это река-граница, река-судьба, река-идея. Но Гончаров не был бы самим собой, если бы не изобразил сцену на Неве самыми живыми, не имеющими ничего общего со схематичной заданностью красками. Вся пятая глава третьей части написана с удивительным чувством гармонии, в ней учтены сложнейшие цвето-световые и звуковые соотношения, передан колорит тихого, холодного и прозрачного дня поздней осени. Несмотря на предельную экономность изобразительно-выразительных средств, картина полна внутренней поэзии.

«Листья облетели. Видно всё насквозь.» — почти стихотворной строчкой начинает автор очередной абзац и несколькими предложениями позже позволяет своей героине продолжить, так сказать, стихотворную тему — Ольга заговаривает

об «Осенних листья», известном поэтическом сборнике Виктора Гюго. «Ах, как здесь хорошо: листья все упали, ГеиШеэ А аиШшпе — помнишь Гюго? Там вон солнце, Нева. Пойдем к Неве, покатаемся в лодке.» (287). Ольга рассказывает Обломову о том, что шла из дома «к золотых дел мастеру». И тут же спрашивает,

указывая вдаль: «Какая это церковь?» Понятно, что героиня спрашивает о церкви, заметив золотящийся в солнечных лучах купол, но автор не говорит об этом ни слова, действуя в свойственной ему манере, то есть учитывая законы цветосветовой рефлексии. Точно так же перо Гончарова «окрашивало» цветущую сирень, категорически избегая каких бы то ни было цветовых прилагательных, которые по отношению к сирени и не требовались, поскольку рядом с образом сирени Гончаров-художник расположил образ Ольги — в фиолетовом платье.

И еще один цветовой нюанс. Ольга дважды брызгает в лицо Обломова ледяной водой, зачерпывая её из реки, и чувствуется, что вода прозрачная, а река -по-осеннему синяя, хотя ни о прозрачности, ни о цвете ничего не говорится. Зато вроде бы ненароком упоминается о няньке, гуляющей «с двумя озябшими, до синевы в лице, детьми», а еще о том, что «видно всё насквозь». Прозрачность осеннего воздуха передаётся воде. Картина продумана до самых, казалось бы, несущественных подробностей!

«Осень, осень! — вздохнул как-то Иван Александрович, услышав, что молодой автор написал стихотворение с очень распространенным названием. — И в ваши лета «Осень», — писали бы «Весну»4.

Стихия Гончарова и правда была весенне-летней. Тут и сирень (в Карам-зинском саду она всегда зацветает чуть позже), и «летняя поэма любви», и бабушкины яблоки в «Обрыве», и вся в блеске солнечных лучей Обломовка. «Но лето, лето особенно упоительно в том краю» (97). И всё же осенняя, до самого малого блика осенняя Нева стала ещё одним шедевром гончаровской кисти.

О чём же спрашивает Ольга Обломова этим осенним днём? О чём она его просит?

О «противоположной стороне», конечно, все её мысли. «Как там хорошо! Нельзя ли туда? — спросила она, указывая зонтиком на противоположную сторону.

— Ведь ты там живёшь!» (289). Замечательная в смысле возможностей акцентного истолкования фраза! «Ведь ты там живёшь», — говорит, можно предположить, Ольга, обозначая пространственную устремленность своих слов и своего сердца. А можно подумать, что Ольга ставит другой акцент. «Ведь ты там живёшь», -точно объясняет она сама себе что-то очень важное о житье-бытье Ильи Ильича на Выборгской стороне. Но, скорее всего, Ольга произносит эту фразу так: «Ведь ты там живёшь».

Ты — Ольга, пожалуй, берёт здесь самую высокую свою ноту в романе, хотя божественная музыка Беллини уже отзвучала минувшим летом навсегда и теперь, подобно брызгам чистейшей воды, будет порой, как напоминание, вспыхивать вновь и вновь, озаряя героев. Даже тогда, когда Обломов, хватив лишнюю рюмку смородинной настойки и превознося кулинарные способности «великой хозяйки» Пшеницыной, заявит ошеломлённому Штольцу: «Да выпей, Андрей, право выпей: славная водка! Ольга Сергеевна тебе этакой не сделает. Она споёт Casta diva, а водки сделать не умеет так! И пирога такого с цыплятами и грибами не сделает!» (376).

Комментаторы, оценивая Ольгу, часто бывают суровы. «Требуя от Обломова, уже решившегося на официальное объяснение с тёткой, предварительно упо-

рядочить свои дела, сначала побывать в палате, съездить в деревню, даже построить там дом, Ольга хочет разом стряхнуть с Ильи Ильича многолетний гнёт неподвижности. — замечает один из самых тонких исследователей романа В. Сквозников. — И . она требует жертвы вперёд, как гарантии обеспеченного счастья, заведомо немыслимой жертвы!»5 Если вдуматься, так оно и есть. Илье Ильичу, перефразируя известные слова И. Ф. Анненского, приходится нести прозаическое иго романа6, и в их с Ольгой отношениях всё большее и большее место занимает «скучная проза», преувеличенная во всех своих бытовых подробностях светским оптическим инструментарием, вроде Ольгиного театрального бинокля.

Кстати, театральное действо уже давно подходило к концу, заканчивалось лето, потихонечку пустели дачи, Обломов «не казал глаз в город, и в одно утро мимо его окон повезли и понесли мебель Ильинских» (264). Это ведь не просто мебель понесли, а удалили со сцены ненужные реквизиты былого театрального представления, которое так было похоже на жизнь. И хотя поющая сирень Ольги Ильинской не может, говоря по-штольцевски, поблёкнуть, всё равно Ольга выходит из аллегорического образа женщины-сирени: «Кате подарила лиловое платье». Это летнее ещё признание — от радости, что пришёл Обломов, но Гончаров, говоря одно, намекает на нечто другое. В этом противоречии — некая тайна его писательского почерка.

« — .Ах, какой браслет я видела!» — восклицает на Неве Ольга, не придавая, конечно, ни малейшего значения этому украшению (288). Вещного значения. И оттого слова её становятся действительно драгоценными. Она вся открыта, она светла, она в это мгновение готова любить Обломова и в серые будни, и в пору холодной осени. Она готова жертвовать собой. Она принимает Илью Ильича таким, каков он есть. И это тоже случается единственный раз в романе.

« — Какая это церковь?» — спрашивает Ольга у лодочника, указывая вдаль. И лодочник, представая в контексте всей сцены фигурой глубоко символической, только лишь глухо переспрашивает: « — Которая? Вон эта-то?» (288).

Замечательно размышляет автор «Обломова» об удельном весе слова, о слове добра, правды, чистоты и справедливости, оставляющем в мире «глубокий извив». Оно «погрузится, как перл, в пучину . и всегда найдётся для него раковина» (240). Илья Ильич Обломов говорит Ольге: «Я хочу с гордостью вести тебя под руку по этой самой аллее, всенародно, а не тайком, хочу, чтоб взгляды склонялись перед тобой с уважением.» (290). Какое прекрасное слово — «всенародно»! Оно звучит в устах Обломова веско, а сколько достоинства в нём скрыто! Сегодня же это благородное наречие произносится слепо, оно померкло, оно утонуло в болтовне и пустом треске.

Порой гончаровское слово погружается и правда слишком глубоко, и автор, возможно, слишком уж надеется на читателя, который заметит и поднимет со дна пучины ту самую раковину. Золотых дел мастер, золотой браслет (« — Не о браслете речь», — ворчит Обломов, не о браслете, конечно, а о реке забвения — Лете!), осенние листья, прозрачный воздух и прозрачная живая вода, играющая в ладонях Ольги — всё это было бы в художественном, да и нравственно-философском смысле разнородным, если бы не Ольгин вопрос.

« — Какая это церковь?» — и возникает вдали золотое свечение, и два человека, участь которых уже предрешена судьбой, смотрят в одну и ту же сторону (« — Смольный», — нетерпеливо говорит Обломов), и слышится, как поскрипывают вёсла перевозчика. И весь осенний день наполняется душой и смыслом. Это золото русской литературы, её ненарушимый духовный запас, её достояние.

Однако же Гончаров предельно лаконичен, скуп в таких местах. Он пишет, иногда кажется, как драматург, предоставляя главную роль воображению читателя, а выборка его писательского взгляда чем-то сродни работе «художественного хрусталика»7 А. Н. Островского, как сформулировал в своей «Органической поэтике» С. Вайман. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные»8, — восклицает Катерина в «Грозе», впервые сверкнувшей, как и гончаровский роман, в 1859 году.

К слову, и в «Обломове» есть тревожное предчувствие грозовой разрядки. Вспомнить хотя бы эпизод, где в душные летние сумерки Ольга признаётся Илье Ильичу в необъяснимом, детском почти, но таком ощутимом страхе. «Было душно, жарко; из леса глухо шумел тёплый ветер; небо заволакивало тяжёлыми облаками. Становилось всё темнее и темнее. Ольга пристально вглядывалась в мрак.

— Мне страшно! — вдруг, вздрогнув, сказала она, когда они почти ощупью пробирались в узкой аллее, между двух чёрных, непроницаемых стен леса.

— Чего? — спросил он. — Не бойся, Ольга, я с тобой» (237).

На середине сияющей и переливающейся осенней Невы Ольге не было страшно, но не того ли Обломова страшилась она тогда, предгрозовым вечером, который сидел теперь с ней рядом в лодке и в то же время был уже где-то очень далеко?

И вот ещё какое обстоятельство. Когда Ольга завершит судьбоносный разговор со Штольцем и проводит его глазами, она откроет окно и устремит глаза «на озеро, на даль» (365). «Ольга — моя жена!» — прошепчет Штольц. «Я его невеста.» — подумает Ильинская. Что-то раз и навсегда заданное, утверждённое, предсказуемое послышится в этих репликах. Пусть и глубокая, но стоячая вода озера сделается фоном их объяснений. Гончаров, надо заметить, не рисует Ольгу поющей рядом со Штольцем, они лишь, напишет он, «занимались музыкой» (390).

Но пора вновь вернуться на быструю и непредсказуемую Неву. Чем откры-тее и светлее Ольга, чем игривее и ярче она, тем скучнее и скованнее Обломов: « -.Этакий холод, а я только в ваточной шинели.» (287).

О чём же или о ком говорит Илья Ильич Ольге, о ком спрашивает у неё?

О человеке. Тема человека, если разобраться, — вот лейтмотив обломовской

« — Где же человек? — приставал Обломов»; « — Как же человек-то? — спрашивал Обломов»; « — А если человек воротится?»; « — К берегу! человек уж воротился, — твердил Обломов» (289). Конечно же, в словах Обломова отчётливо слышится отголосок мировоззренчески значимого, в начале романа произнесённого им монолога, где слово «человек» («Человека, человека давайте мне . любите его.» (39) имеет совершенно иное значение. И контраст здесь разительный! Илья

Ильич, оглядывающийся в сторону берега, не на шутку и впрямь расстроившийся из-за Ольгиной непосредственности, выглядит удручающе — даже на фоне себя прежнего. Выглядит каким-то замёрзшим.

Да только вот вопрос. Неужели Обломов стал другим? Неужели изменился, начал подстраиваться под обстоятельства и условности? Нет! Илья Ильич остаётся самим собой и только самим собой в любых обстоятельствах, ест ли пирожки с воздухом или склочничает с Захаром из-за куска засохшего сыра. Это относительно обломовского постоянства, обломовского «центра», в том числе и духовнонравственного, изменяется мир. Он и жить-то пытается по собственному — обломовскому — временному поясу, хотя и терпит в итоге сокрушительное поражение от главного своего противника — времени.

Но, может быть, Обломов разлюбил Ольгу и перешагнул уже Рубикон один, сознательно оставляя её по другую сторону?

«- А если человек воротится. » — ведёт себя всё невыносимее Обломов.

« — А если Нева вдруг вся утечёт в море, а если лодка перевернётся, а если Морская и наш дом провалятся.» — перечисляет в ответ Ольга невероятные, фантастические «если». И приберегает для концовки фразы самое невозможное: « -.а если ты вдруг разлюбишь меня.» (289).

«Сцена прощания Ольги с Обломовым — кульминационная точка христианской концепции романа, — авторитетно заключает В. И. Мельник. — Здесь Обломов, сделавший было попытку побороть свой грех «обломовщины», окончательно расстаётся со своей надеждой, впадая в своего рода отчаяние»9. И действительно, «жестокое» слово Ольги прозвучало для Обломова почти как приговор. Но именно сцена на Неве, как мы думаем, предопределяет постановку этой «кульминационной точки», именно на Неве происходит, возможно, кульминация любовной коллизии романа. Да и сам роман переходит в своём развитии какой-то важный пограничный рубеж.

« -. а если ты вдруг разлюбишь меня.»

Ещё в письме к Ольге Илья Ильич говорит про «душевный антонов огонь»

— так начинаются раздумья Обломова о долге перед любимой женщиной. « — Меня грызет змея: это совесть.» — признаётся Илья Ильич своей возлюбленной, вновь и вновь возвращаясь к теме ответственности перед любимой. И продолжает: « -Ты молода и не знаешь всех опасностей. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет . человек не помнит себя; на него дышит страсть . и тогда под ногами открывается бездна» (247).

Ответ Ольги обезоруживает Обломова: « — Ну, что ж? Пусть открывается!»

Бездна и впрямь разверзнется между Ольгой и Обломовым, но только совсем в ином смысле. Образ Обломова уже более не соритмичен образу Ольги. Два некогда породнившихся ритма соприкасаются по воле автора в последний раз, чтобы в дальнейшем симметрично расходиться в разные стороны от точки этого прощального их соприкосновения. Гончаров делает всё, чтобы читатель почувст-

вовал: герои и говорят между собой словно бы на разных языках, и передвигаются в несоответствующих темпах, и дышат, и думают далеко не синхронно.

Речь идёт, хотелось бы заметить, об очень тонкой художественной материи,

о ювелирной работе. Г ончаров не хуже того «золотых дел мастера» создает, эпизод за эпизодом, своего рода ювелирное изделие — роман, важным художественным звеном которого является сцена на Неве. И образ кольца, и браслет, которым восторгается Ольга, и цепь, на которой скачет собака во дворе пшеницынского дома («Его разбудило неистовое скаканье на цепи и лай собаки» (285) — вот, собственно, с чего начинается V главка третьей части), — всё это тесно спаянные звенья единой художественной системы.

В V главке третьей части авторская воля чувствуется повсюду, но присутствие автора сведено к минимуму, что не очень-то характерно для гончаровского метода (И. В. Роднянская, например, видит Гончарова «нависающим над распростёртым на диване Обломовым»10). Гончаров словно бы позволяет героям самим решать своё будущее, до него, может быть, как и до Обломова, неожиданно долетают брызги невской прозрачной воды, которую зачерпывает ладонями Ольга.

В эпизоде на Неве Ольга отчаянно прорывается сквозь быт, хотя он и оказывается потом для неё неподъёмным грузом, она минует все условности, рвётся к Обломову, а Обломов интуитивно отдаляется от неё, думая, в сущности, так, как должен думать человек, для которого будущее любимой девушки важно более, чем его счастье, его судьба. Отсюда — некое нелицеприятное изображение Обломова в этой главке. От образа Обломова, особенно на фоне Ольги, веет холодом отчуждения, причём отчуждения, в какой-то степени, жертвенного.

.Поворот головы, поворот «ключа в нотах», поворот времени. Глубокая осень. Там, на левом берегу Невы сияют-светятся купола Смольного монастыря. А на руке девушки, молодой и смелой, посверкивает браслет, о котором и не только ахала Ольга. По Летнему саду, где когда-то встречались Обломов и Ильинская, неспешно прогуливается пожилой человек в синих очках, и слышно, как стучит его палочка. Он не смотрит на проходящих. Он давно уже перешёл Рубикон своей жизни, оставив на той стороне «утраченное счастье», оставив на другом берегу свою молодость. Но не молодость своего слова.

«По весне ветер пригонит с Балтики ослепительные охапки облаков, они летят над Невой и каналами, над куполами и шпилями, над узенькой Моховой . над лесами и пашнями . над Валдаем, мимо громадной ребрастой Москвы, — туда, к Волге, к ее острым зеркальным вспышкам, к лугам бескрайним, к играющим в оврагах снеготалам, к обрыву и роще за обрывом, к незабвенному Венцу.»11

Ещё пишутся полные внутреннего света и бережного отношения к человеку очерки, ещё синий дымок поднимается над благоуханной по языку и подробностям симбирского ландшафта с его заливными озёрами «Ухой», ещё и впрямь, пусть лишь на бумаге — да разве в этом же дело! — предстоит оказаться Гончарову «На Родине», ещё проступают сквозь время строки его писем.

А в читательской памяти, вот уже сто пятьдесят лет возвращающейся к роману «Обломов», эхом звучат слова обломовского письма: «Я . понял, как быст-

ро скользят мои ноги: вчера только удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться.

Я говорю только о себе — не из эгоизма, а потому, что, когда я буду лежать на дне этой пропасти, вы всё будете, как чистый ангел, летать высоко, и не знаю, захотите ли бросить в неё взгляд» (221).

Обломов отстраняется от Ольги — и дело тут не только в «человеке», конечно. Обломов мёрзнет, и дело тут, конечно, не только в «ваточной шинели».

1 Гнедич П. П. Из «Книги жизни» // И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. — Л., 1969. — С. 218.

3 Гончаров И. А. Избранные сочинения. — М., 1990. — С. 287. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием страницы.

4 Потанин Г. Н. Воспоминания об И. А. Гончарове // Гончаров И. А. Очерки, статьи, письма. Воспоминания современников. — М., 1986. — С. 477.

5 Сквозников В. Д. Обломов и «обломовщина» // И. Гончаров. «Обломов». Библиотека всемирной литературы. — М., 1973. — С. 18.

6 См.: Анненский И. Ф. Гончаров и его Обломов // Гончаров И. А. Избранные сочинения. -М., 1990. — С. 542.

7 Вайман С. Т. Об органической поэтике. — М., 1989. — С. 147.

8 Островский А. Н. Полн. собр. соч. — М., 1974. — Т. 2. — С. 222.

9 Мельник В. И. «Обломов» как православный роман // И. А. Гончаров. Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова. -Ульяновск, 1998. — С. 150.

10 Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 13.

11 Лощиц Ю. М. Гончаров. (ЖЗЛ). — М., 1987. — С. 346.

источник