Меню
Меню

Праведные сны что это значит

Праведных снов что означает

Толкование снов по Священному Корану и Сунне

Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!

Введение

Поистине, вся хвала Аллаху, мы Его восхваляем, просим Его о помощи и прощении. Я свидетельствую, что нет иного бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, Единого, не имеющего сотоварища, и я также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

Воистину, то, что большинство снов истинного мусульманина становятся вещими, является одним из малых признаков Судного дня, каждый из нас сегодня замечает их. Имам Ал-Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурайры переданный от Пророка что он сказал: «Когда приблизится время Судного дня, почти все сны мусульманина будут вещими».

Вероятно, мудрым обоснованием этому является то, что правоверный мусульманин перед концом света будет чужим (гарйб) для всех, как об этом также повествует хадис, который приводит Муслим: «Начался Ислам необычно (гарйб, чужим для всех) и уйдет необычно (гарйб, чужим для всех), как начался». Не много будет тех, кто утешит его, обойдется с ним по-дружески и будет в это время содействовать ему в его служении Аллаху. И тогда Аллах окажет ему Свой почет, наделив его правдивыми сновидениями, чтобы обрадовать его благой вестью и укрепить на истинном пути. Настоящих толкователей снов очень мало, особенно тех, которым Аллах дал знания в религии (‘илм), мудрость и искусное понимание снов. Книг о толковании снов на арабском языке, мелких и крупных, до­статочно много, но большинство людей не извлекают из них пользы и практически не используют их. Поэтому скромные нижеследующие строки раскрывают читателю способы, пути и этику толкования снов и приводят к наиболее правильным и точным их толкованиям, большинство из которых избраны из Корана и Сунны. Материалы предлагаемой читателю книги основаны в первую очередь на труде Имама Мухаммада Ибн Сйрйна ал-Басрй, который принадлежал к поколению таби йн -последователей сподвижников Пророка — и был великим ученым своего времени. Также в книге даны толкования снов такими учеными, как Имам Джа’фар ас-Садик и ан-Наблусй .

Прежде чем подробнее рассказать об этой книге, следует отметить важность сна в жизни человека.

В Исламе со времен Пророка уделялось особое внимание сну, его роли в воспитании человека и избавлении от грехов. Вот краткое изложение того, что сказал Имам ал-Газали о провидческих снах в своей книге «Алхимия счастья»:

  1. Во сне закрыты пять дверей постижения обыденного, то есть пять чувств, и открыта в душе дверь постижения запре­дельного — информации о прошлом, будущем или скрытом
  2. Сведения, полученные оттуда, либо одеты в одеяния воспоминаний и воображения, либо появляются так, как они есть
  3. Те образы, которые даны памятью, соответствуют не внешнему облику события, а внутренней его сущности
  4. Человеку дается возможность постижения запредельного знания, дабы привести ему пример знания пророков, ибо человек никогда не поверит в то, примера чего не видит
  5. То, что обычные люди видят в вещих снах, пророки видят наяву

В данной книге, кроме обычных толкований, представлена методика анализа сновидений и приведен фактический материал об увиденных и сбывшихся снах. Поэтому она представляет ценность как для обычного читателя, так и для пси­хологов, психоаналитиков и специалистов, профессионально занимающихся вопросами Ислама.

Толкование снов в Исламе — особая наука, каждая ситуация глубоко индивидуальна и требует квалифицированного во всех отношениях подхода. Именно этим и занимался Ибн Сйрйн. И эта книга составлена по тем толкованиям, которые он давал людям, обращавшимся к нему. С учетом специфики того времени она может быть полезна и сегодня. Издание предоставляет возможность понять удивительную эпоху зарождения Ислама, опираясь не на сухие исторические факты, а на живые сны людей того времени.

Все мы видим сны, и многие из нас порой задаются вопросом, что же они означают. Ключ к пониманию сновидений дан на страницах книги, которую вы держите в руках.

Праведный сон

Rufana Bayler
Самый обычный день идет, тянется или торопиться, летит как секундная стрела. Наши сердца бьются в обычном ритме . Голова как обычно занята на сущими проблемами. Руки заняты делами. Все вроде бы ровно, спокойно и тихо. Ничто не предвещает беды, но вдруг как гром среди ясного неба телефонный звонок. И такой знакомый и родной голос на миг становится до неузнаваемости чужим. Мы слышим то, к чему не готовы, то, что обезоруживает, сбивает с ног. Сердце, которое минуту назад билось в привычном ритме, сжимается от боли. Руки отказываются что-либо делать, а в воспаленном сознании мелькают обрывки мыслей: «Зачем? Почему? Как это могло произойти?» Конечно, таких вопросов не должно возникать. Ожидать, что будет все благополучно – неправильно. Но наши слабые сердца одолевает боль. Боль порождает жестокость, затмевая разум и порою на миг заставляет забыть, что земная жизнь — лишь мгновение, взмах ресниц, мимолетный сон. Настоящие же испытания ждут нас впереди.
Земная жизнь – подготовка, трамплин в вечность. Испытания, которые предопределил для нас Аллах – это его особая милость. Милость Аллаха поистине безгранична. Но как же научиться быть благодарными рабами всегда?

Воздавать хвалу Всевышнему не только радости, но и в горе. Как научиться терпению в бедах и смирению при любом повороте судьбы?
В первую очередь человек должен понимать: для чего он послан на эту землю. Конечно же суть послания человека на землю – совершать поклонение.
Когда Аллах отправлял человека на эту землю он не создал ему всех благ для поклонения. Человек будет испытан на этой земле. Всевышний Аллах говорит в Кур’ане: “неужели человек думает , что его Оставят без испытаний? Неужели он думает, что Я довольствуюсь тем, что он скажет «я — мусульманин»?” Послание человека на эту землю заключалась в том, чтобы испытать человека. Всевышний Аллах изначально знал кто кем будет. Он мог сразу же определить человека в рай или в ад. Но учитывая тот момент, что раб-человек сказал бы тогда: «Всевышний Аллах, почему ты бросаешь меня в ад? Я бы исправился, если бы ты дал мне возможность измениться.» И тогда все были посланы на эту землю. И сейчас, когда мы отправлены на эту землю всевышний Аллах говорит: «конечно же Я буду испытывать.» Праведный люди пройдут эти испытания.
Если говорить о роли разума – разум противоречит каким-либо чувствам. Человек переубеждает и утешает себя. Однако его эмоции говорят ему совсем о другом. Однако существует некая «золотая середина» — понимание. Человек понимает, что это либо испытание, либо наказание.
Когда мы теряем близких людей, то человеку, у которого нет стержня (веры) начинает полагать что на этом его жизнь закончилась. Зачастую мы наблюдаем как человек сгинул вне бытие- он не столько горюет об умершем, сколько горюет о себе. И только верующий человек будет понимать, что произошедшее в его жизни-еще не финал. Это лишь какой-то барьер, который нужно преодолеть. Эта называется альтернатива.
Мы плывем по течению нашей жизни и зачастую боимся наткнуться на рифы испытаний или пугаемся ощущая ветер перемен. Забываем о благодарности Создателю. Когда вокруг начинается буря и когда солнце уходит с нашего небосклона мы вдруг опускаем руки вместо того, чтобы поднять их в молитве. Стоит лишь искренне попросить Создателя и мир вокруг озариться светом надежды. Надежды на то, что солнечные дни еще будут, если не в этом мире, то в Мире Вечном, где души искренне верующих обретут подлинную радость, купаясь в безграничном океане милости и любви Всевышнего Аллаха.
Правдивость и ложь веры человека заключается в двух моментах: когда человек находится в благополучии и когда человек находится в беде. Человек, который находится в благополучии — благодарит Всевышнего и человек, который находится в беде, тоже благодарит Аллаха, проявляя терпение-это искренне верующие. Человек-лжец и человек-лицемер забывает Всевышнего Аллаха когда находится в благополучии, точно также как когда он попадает в беду он не довольствуется решением Всевышнего Аллаха, проявляя непокорность.
Вера в предопределения – один из столпов имана. Календарь нашей жизни составлен милостивым Создателем: рождение и смерть, радость и потеря – на все лишь Его воля, во всем Его мудрость.
Порой трудности кажутся непреодолимыми, но это не так. Ведь Милосердный Аллах с нами. Об этом нельзя забывать ни на минуту. И тогда, за трудностью последует облегчение.
Всевышний Аллах говорит в Гур’ане, что непременно испытает нас голодом, опасностями, имуществом, страхом, потерей родных людей. И Он обращается к Пророку Мухаммеду (салляллаху алайхи ва саллям): «расскажи благую весть тем моим рабам, которые прошли эти испытания и сказали «Инна-Лилляхи Ва-Инна-Иляйхи-Раджиун» («по истине мы принадлежим Аллаху и возвращаемся мы только к Всевышнему Аллаху»). Радость таким рабам.»
Когда человека посещают печальные мысли он должен понять, что это всего — лишь кратковременное испытание, данное Всевышним. Во времена сподвижников когда их не постигали беды они боялись, что Всевышний Аллах забыл их.
Существует такое направление в психологии как экзистенциональная психология. Это направление занимается проблемой того, как человек ощущает свое существование в этом мире. Парадоксально то, что академическая психология, которая далека от религии и которая старается быть обособленной в данном случае напрямую связана с религией. Данная наука говорит о том, что «сердцем существования» человека является его вера в Создателя.
В раю есть дерево, которая называется деревом тех, кто испытал беду. Под ним в Судный День соберутся те, кого в земную жизнь постигли беды. Этих людей не подвергнут отчету и деяния их не поставят на весы и воздаяния Аллаха прольются на них дождем. Подобных слов Пророка (салляллаху алайхи ва саллям) должно быть для нас достаточно, чтобы все потери, беды, горести и лишения нашей грешной земли ни на миг не отвлекали наше сердце от благодарности Всевышнему. Чтобы наша вера становилась крепче с каждым испытанием. Чтобы наше терпение было подобно закаленной стали.
Терпение. Вот ключ к обретению спокойствия и счастья в обоих мирах. Самое главное-научиться проявлять терпение в самые тяжелые моменты. Все к лучшему. Каким бы страшным не казалось оно на первый взгляд, позже мы поймем, что случившееся стало для нас благом, если не в этом мире, то в мире Вечном.

Особенности исламского сонника

В основу мусульманского сонника легли толкования, основанные на Сунне и Коране, а также из трудов Имама Мухаммеда, который относится к одним из величайших ученых своего времени. Во все времена у мусульман было особое отношение к сновидениям, они считали, что сон может указать правильный путь, защитить от греховных действий и оказать влияние на личность человека в целом.

В основу исламского сонника легли проверенные временем толкования снов, которые максимально приближены к естественному их пониманию человеком.

Все трактовки располагаются от самого значимого до менее значимого символа не только в исламском мире, но и в общепринятых человеческих ценностях.

Мусульманский сонник имеет определенную структуру и выделяет сновидения трех разновидностей.

  1. Сновидения благоприятные, которые расцениваются в качестве приятной вести от самого Аллаха, несущей радость.
  2. Сновидения негативные, или сны Шайтана, которые могут подтолкнуть праведника к совершению греховный действий и увести с праведного пути. Это опасные сны для духовной жизни мусульманина, которые несут неуверенность и чувство страха. Их видят те, кто идет спать, не очистившись и не помолившись. Чтобы получить во сне приятную весть от Аллаха, важно после сна Шайтана выполнить специальное ритуальное купание и прочитать определенные молитвы.
  3. Сновидения о делах в быту чаще всего видят те, у кого недавно происходили какие-то важные события.

Все остальные увиденные сновидения, не ассоциирующиеся ни с одной из выделенных групп, лучше не толковать. Иначе будет искаженная трактовка и путаница.

Читайте также:

Им украшают квартиры, его изображение можно увидеть на одежде, чехлах телефонов, аксессуарах и многих других…

Сонник Г.Миллера К чему снится Свадебное платье — психологическая интерпретация: Свадебное платье — Если вам…

к чему снится Шоколад сонник Есть во сне шоколад означает, что в реальности вы стремитесь…

Толкование сновидений: истина где-то рядом! Сны видят все… И у каждого они разные: красочные, как…

Ловец снов своими рукамиНеобычные талисманы, которые призваны очищать дом от плохого, привлекая в него хорошее,…

источник

Праведных тебе снов!

Сон это неотъемлемая часть жизни каждого человека без исключения. Без сна человек не может прожить. Есть в истории примеры, когда некоторые люди не спали годами. Это является отклонением от нормы. Иногда случается так, что внезапно понимаешь, что эту ситуацию мы видели во сне. Как относиться ко сну верующему человеку?

Если опустить все разговоры о том, что такое сон с точки зрения науки, то скажем, что вещий сон это одно из видов пророчества. Так Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Вещие сны одна сорок шестая часть пророчества», (но приводятся также и другие цифры) (Бухари, Муслим).

Ничего удивительного в том, что сон сбывается нет. Это некий подарок Всевышнего верующему человеку. Нередко осмысляя, или в большинстве случаев, осознание того, что происходит, связывается с тем, что ты это видел во сне. Особенно часто сны будут сбываться ближе к Судному дню. Нечестие будет распространяться по земле так, что пророчество со временем будет забыто, и оно будет происходить с верующими в форме вещих снов.

Чтобы увидеть вещий сон нужно постоянно выполнять следующие условия:

Исполнение всех предписаний Всевышнего.

Сторониться всего, что запретил Всевышний и Его посланник.

Ложиться спать в состоянии ритуальной чистоты. То есть с тахаратом.

Не кушать запретного – харам.

Спать лицом по направлению к Кибле.

Перед сном читать соответствующие дуа и зикры.

Обычно самое лучшее время для вещего сна – время перед утренним рассветом.

Кошмары, как и обычные плохие сны, могут быть следствием дневных переживаний, каких-либо проблем и перепутий жизни. Но, наряду с этим, могут быть и плохие сны от шайтана. О чем свидетельствуют хадисы Посланника Аллаха. Абу Саид аль-Худри сказал: Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который понравится ему, то это от Аллаха, поэтому восхвалите Аллаха за него и расскажите о нем другим. Если кто-то видит нечто иное, и ему это не нравится, то это от шайтана, и ищите убежища у Аллаха от его зла и не упоминайте о нем кому-либо, и тогда он вам не навредит».

Шайтан может манипулировать снами человека, может запутывать сны, делать сны мучительными для человека, когда человек просыпаясь, понимает, что это был всего лишь сон, то все переживания исчезают.

Если вы увидели плохой сон, то желательно сплюнуть (без слюны) влево и попросить у Аллаха убежища от шайтана (то есть произнести формулу Истигазы). Дурной сон рассказывать никому нельзя. Чтобы предотвратить кошмары, нужно выполнять пункты указанные выше.

Также надо учитывать то, что хроническое недосыпание тоже может привести к серьезным последствиям. В тоже самое время, мусульманин стремиться снискать благодати Всевышнего во всем. В том числе и во сне. Сон занимает примерно одной трети нашей жизни. Поэтому нельзя относиться ко сну небрежно. Следует исполнять все предписания, касающиеся этого действия. Согласитесь, приятно треть жизни провести с хорошими снами от Всевышнего, а не с кошмарами от шайтана.

источник

Праведные сны что это значит

15 хадисов о тайне наших снов

Сон является одним из самых загадочных и тайных явлений в мире. Каждый из нас хочет приоткрыть завесу тайны снов. Как и все на свете, сны ниспосылаются Всевышним и являются знамением, загадкой, которую челочек стремится разгадать. Благие и страшные, непонятные и радостные – к чему снятся сны, что значит каждый конкретный сон, и предупреждает ли он о чем-то? Завеса снов раскрыта в хадисах посланника Аллаха (мир ему).

«Сны верующих являются одной сороковой частью пророчества».

«Прекратилось пророчество, и остались лишь радостные вести» Сподвижники спросили: «Что такое радостные вести?» Он ответил: «Правдивый сон, который видит верующий».

«Сны бывают трех видов. Первый: Это благие сны от Аллаха, содержащие радостную весть. Второй: Сны от шайтана, несущие страх и тревогу. Третий: Это сны, возникающие от того, что человек говорит самому себе».

«Доброе и правдивое знамение во сне – от Аллаха, а кошмарные видения – от шайтана».

Если приснился хороший сон.

«Правдивые сны видят покорные Творцу, благочестивые, благонравные люди, которые наиболее правдивы в словах своих».
«Наиболее правдивые сны – во время зари».

«Те, кому снятся праведные сны, наиболее правдивы в своей речи».

«Если кто-то из вас увидит хороший сон, то знайте, что это от Аллаха».

«Если вам приснился сон, который вам понравился, он от Аллаха. Человек должен благодарить Аллаха за этот сон и рассказать его другим».

Если приснился плохой сон.

«Если кто-то из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть сплюнет через левое плечо три раза, и ищет убежища у Аллаха от шайтана, и повернется на другой бок».

«Если же кто-то увидит плохой сон, то знайте, что он от шайтана. Пусть этот человек прибегнет к защите Аллаха, и никому не рассказывает этого сна. Чтобы этот сон не принес ему вреда».

«Если шайтан играет кем-либо из вас во сне, то никому об этом не рассказывайте».

О том, нужно ли рассказывать сны

«Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества».

«Вещий сон истинно верующего – это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют]. Когда расскажут, тогда и упадет на землю [когда придадут ему форму, тогда и начнет он свое проявление в жизни]».

«Поистине, сновидение станет таким, как было истолковано! Пример этому – человек, который поднял ногу и ждет, пока опустит ее. И если кто-либо из вас увидел сон, то пусть не рассказывает о нем никому, кроме ученого или искреннего наставника».

«Худшая ложь – это ложь человека, который ложно утверждает, что видел сон».

«В мире ином на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет!»

«Когда приблизится Судный день, сны верующего уже почти не будут лгать»

О Пророке Мухаммаде (мир ему) во сне.

«Увидевший меня во сне, увидел меня и наяву, ибо шайтан не может принимать мой облик».

Смотрите также:

Читайте также:

Семь основных причин развода у мусульман

Сегодня я хочу написать о своих так называемых заметках, которые я сделала по поводу никаха. А точнее, о том, что на сегодняшний день портит никах и вынуждает идти на талак. Разные примеры, имеющие один результат — разрушение мусульманской семьи. Возможно, некоторые ситуации описаны немного преувеличенно и карикатурно. Но когда видишь это в жизни, становится обидно, что даже у мусульман погибает понятие достойной семьи. Кто-то может со мной не согласиться. Тем не менее, все это существует среди нас.

Почему расточительство делает нас братом шайтана?

О необходимости выбирать средний путь в расходовании средств говорил и наш Пророк (с.а.в.), который утверждал, что умеющему экономить не грозит бедность, что бережливость в повседневных расходах составляет половину необходимых средств. Аллах дает добро, кому пожелает, и отбирает его, у кого пожелает. Если мы сегодня истратим свою собственность, проявив чрезмерную расточительность, завтра можем все потерять и оказаться в нужде. Во времена нашего Пророка один из сахабов, у которого было пятьсот финиковых пальм, собрал и раздал весь свой урожай, а к себе домой не принес ничего. И тогда Всевышний Аллах повелел: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным»

Жены Пророка Мухаммада

У историков есть различные версии, касающиеся того, сколько у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) было жен. Одни считают, что их было 15, а другие — 21-23, но в физическую связь он вступал только с 13-ю. Английский исследователь Уотт говорит о том, что количество жен Пророка Мухаммада значительно преувеличено, так как многие хотели сродниться с пророком.

2 суры, которые следует читать для благополучия в доме

В нашей семье большая радость намечается переселение во вновь отстроенный дом и в связи с этим предстоят приятные хлопоты. Как провести торжества по чтению Корана в новом жилище? Имеются ли определенные суры и аяты, посвященные этому знаменательному событию? Как в Шариате определены хукмы празднования новоселья?

Следует ли вслух произносить азан и камат перед тем, как читать намаз в одиночестве?

И азан, и камат произносятся вслух и довольно громко, так как произнесение их шепотом не считается ни азаном, ни каматом. Как известно, азан и камат являются призывом к намазу, а потому их звучание по округе должно привлечь внимание мусульман. Соответственно, это деяние удостоится большего вознаграждения. Когда же намаз совершается в одиночестве, то.

Портит ли тахарат смех во время намаза?

Кахкаха (хохот) – это громкий смех, который далеко слышен. Выше мы уже говорили, что согласно общему мнению хохот во время намаза.

Какие цвета являются наилучшими согласно исламу

Всевышний Творец создал великолепное многообразие цвета. Цвет окружает нас повсюду, невозможно представить мир черно-белым. Цвета – от Аллаха.

Мусульманские праздники на 2018 год

© 2020 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

источник

Сном праведных спать

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «Сном праведных спать» в других словарях:

сном праведных спать — Ср. Генерал. только что дотронулся до дивана, как тотчас же склонился на бок, повернулся к стене и заснул сном праведника. Достоевский. Идиот. 1, 12. Ср. Усните здесь сном силы и покоя, Как боги спят в глубоких небесах. А.С. Пушкин. Скупой… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

спать — (засыпать, заснуть, уснуть), дремать (вздремнуть), отдыхать, почивать, храпеть (всхрапнуть); клониться ко сну, клевать носом; (простонар. ) дрыхнуть; (поэт.) лежать в объятиях Морфея. Ложиться спать, идти спать, отправляться на боковую, отходить… … Словарь синонимов

десятый сон видеть — спать беспробудным сном, спать без задних ног, спать, спать сном праведника, спать сном праведных, спать сном младенца, спать сладким сном, спать как сурок, спать мертвым сном, спать как убитый Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

сон — сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна. □ Сон … Малый академический словарь

УСЫПЛЯТЬ — УСЫПЛЯТЬ, усыпить кого, успити, церк. наводить сон, заставить спать. Усыпить ребенка, укачать, убаюкать. Скука усыпляет, наводить дремоту. Опий усыпляет. * Усыпить боль, унять. Игорь и Всеволод уже лжу убуди, которую бяше успил отец их Святослав … Толковый словарь Даля

пра́ведный — ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый. Вот кто свят! вот кто праведен! раздавались возгласы , вот кому в старцах сидеть. Достоевский, Братья Карамазовы. || Отвечающий правилам религиозной морали,… … Малый академический словарь

праведный — I. ПРАВЕДНЫЙ ого; м. = Праведник. Спать сном праведных (безмятежно, крепко). ◁ Праведная, ой; ж. II. ПРАВЕДНЫЙ ая, ое; ден, дна, дно. 1. Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. П. старец. П ая душа. Господь… … Энциклопедический словарь

праведный — I ая, ое; ден, дна, дно. см. тж. праведно, праведность 1) Строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый, безгрешный. Пра/ведный старец. П ая душа. Господь праведный (о Боге) 2) Отвечающий правилам религиозной морали, но … Словарь многих выражений

источник

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2

Что такое сновидения? Святитель Григорий Нисский пишет, что они есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются» [1] .

Подробно это описывал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения» [2] .

При этом, по свидетельству блаженного Августина, «душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими» [3] .

Святитель Григорий указывает, что на характер сновидений оказывает влияние и состояние тела: «Так, жаждущему кажется, что он у источников; и нуждающемуся в пропитании – что он на пиру; и юноше во цвете сил мечтается сообразное его страсти и возрасту», – и влияние болезней: «Иные сонные видения бывают у имеющих расстроенный желудок; иные – у людей с поврежденными мозговыми оболочками; иные – у больных горячкой». А также влияет и нравственный характер спящего: «Иные мечтания – у человека мужественного, и иные – у боязливого; иные сновидения – у невоздержанного, и иные – у целомудренного… О чем привыкла душа размышлять наяву, образы того составляет она в сновидениях» [4] .

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями» [5] .

Святитель Григорий Двоеслов подробно объясняет, какого рода бывают источники сновидений: «Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Священного Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Также: “Не ворожите, не гадайте по снам” (Лев. 19: 26) [6] . Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: “Приходит соние во множестве попечения” (Еккл. 5: 2). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то… ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет, взявши Младенца (см.: Мф. 2). Опять… [когда] пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора (см.: Дан. 2: 29), с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностью, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью» [7] .

О том же говорит и святитель Филарет Московский: «Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание» [8] .

Достойно внимания то, как святые отцы объясняют так называемые «вещие сны», которые сбываются. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом довольно кратко: «К мыслительной способности относятся суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него… Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее» [9] .

Святитель Григорий Нисский описывает подробнее этот «механизм», проводя разницу между такими снами и откровениями от Бога: «Сбивчивая память и предусмотрительность, дремлющая под какими-то наложенными покровами, представляют [человеку во сне] подобия того, что заботило наяву, и нередко указывают нечто из сбывающегося. Ибо по тонкости естества душа имеет нечто большее сверх телесной дебелости и может усматривать иное из действительно существующего… Так виночерпий выжимал гроздь в чашку фараонову, так хлебодар представлял, что несет кошницы, – чем каждый занимался наяву, тем же занимающимся почитал себя и в сновидении. Подобия обычных им занятий, отпечатлевшиеся в предусмотрительной способности души, подали случай по такому пророчеству ума предугадать о том, что сбылось со временем… Хотя у всех бывают естественные сонные видения, только некоторые, а не все делаются в сновидениях причастными Божественного откровения. А всем другим, если сообщается в сновидениях некое предведение о чем-нибудь, то бывает это сказанным выше способом» [10] .

Святитель Николай Сербский сообщает о тех знаках, которые Господь посылает людям: «Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали… Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны… Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка… Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни» [11] .

При этом святые отцы осуждали стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Выше уже цитировались слова святителя Григория Двоеслова, напоминавшего Божию заповедь не гадать по снам. Святитель Василий Великий также с порицанием пишет: «Возмутил тебя сон – бежишь к снотолкователю» [12] . Ниже будет подробнее сказано о том, как, согласно святым отцам, надлежит относиться к сновидениям.

Аскетическое отношение к сновидениям

Святитель Феофан Затворник пишет: «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы» [13] .

Общепризнанным считается положение, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним» [14] . То же читаем и у преподобного Исаака Сирина: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его» [15] .

Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих» [16] .

Но преподобный Иоанн также указывает несколько особых типов бесовских искушений, насылаемых на монахов через сновидения: «Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу, тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» [17] .

«Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть» [18] .

Преподобный Петр Дамаскин говорит о том, как бесы имитируют «духовные» сновидения: «Видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или чрез ангелов, или иным неизъяснимым образом, как Он сказал (см.: Ин. 14: 21), начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях или чувственно» [19] .

Блаженный Диадох Фотикийский предупреждает о другой опасности: «Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святого Духа, тогда и сатана влагает в душу свое утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент некоего тончайшего сна (или засыпания). Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти святое имя Господа Иисуса… то лукавый обольститель оный тотчас удаляется» [20] .

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Блаженный Диадох Фотикийский: «Сны, являющиеся по любви Божией… не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапной печали, но приступают к душе со всею тихостью и наполняют ее духовной радостью; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этой испытанной во сне радости. У бесовских мечтаний все бывает противно сему: не пребывают они в одном и том же образе и вида своего не показывают долго не смятенным… при этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко род воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком… Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии» [21] .

Преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов» [22] .

Преподобный Варсонофий Великий так отвечает на вопрос о том, «как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или святое причастие?»: «Ни Самого Владыку Христа, ни святого причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва… Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу» [23] .

Преподобный Амвросий Оптинский: «Эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно» [24] .

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями» [25] .

Этот же святитель добавляет: «Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов… Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием… так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию» [26] .

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Блаженный Диадох Фотикийский посвятил целый раздел своего творения «добродетели неверования никаким снам». Называя это «великой добродетелью», он определяет ее суть в следующем правиле: «Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней» [27] .

Преподобный Ефрем Сирин призывает: «Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?» [28] О том, чтобы не придавать никакого внимания любым снам вообще, говорит и преподобный Петр Дамаскин: «Желающий достигнуть бесстрастия, должен… не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости» [29] .

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию» [30] ; «снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть» [31] .

У святителя Феофана Затворника читаем: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории» [32] .

Преподобный Амвросий Оптинский: «Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения» [33] .

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается» [34] .

Сон праведников

Блаженный Иероним Стридонский говорит: «Апостол повелевает нам всегда молиться, а у святых даже сам сон бывает молитвой» [35] . О том же свидетельствует преподобный авва Фалассий: «Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается» [36] . Преподобный Максим Исповедник: «Когда душа начнет чувствовать себя здравою, тогда начнет и сновидения иметь чистыми и безмятежные» [37] .

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение» [38] .

Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не когда усну в смерть” (Пс. 12: 4). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным» [39] .

Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский, рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным – из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись» [40] .

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.

[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.

7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.

[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.

[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.

[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.

[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.

[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.

[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.

[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.

[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.

[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.

[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.

[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.

[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.

[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.

[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.

[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.

[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.

[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.

[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.

[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.

[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.

[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.

[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.

[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.

источник